• Обзор
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками: теоретический обзор

Аннотация

Цель данной статьи - определение особенностей организации экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении. В работе произведен обзор педагогических исследований по проблеме экспериментальной деятельности и проанализирован опыт использования экспериментирования при реализации программ дошкольного образования. Новизна исследования: обобщен педагогический опыт организации экспериментальной деятельности у дошкольников, выявлена частотность применения экспериментирования в отдельных направлениях обучения, систематизированы формы работы с дошкольниками, используемые при организации экспериментальной деятельности. В результате обзора авторских программ установлено, что, несмотря на активное применение экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении в целом, отдельные направления обучения (в частности, иностранный язык) в наименьшей степени опираются на данную форму познавательной деятельности. Исследование позволило наметить перспективы обучения иностранному языку с применением детского экспериментирования.

Источники

  1. Алексеева О. В., Малова О. Н. Системный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 3. С. 98-102.
  2. Ванштейн Л. Ю., Ермоленко Ю. Н. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование // Методист. 2012. № 3. С. 64-65.
  3. Василенко Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 91-97.
  4. Ватлина Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 333-335.
  5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.). М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
  6. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 64 с.
  7. Кадонцева С. А., Модель Е. Ф. Опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками в условиях введения ФГОС ДО (обобщение опыта работы) // Современное образование: от традиций к инновациям: сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 23-24 марта 2017 г.) / под ред. Н. Г. Чаниловой, С. А. Пилюгиной. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2017. С. 178-182.
  8. Кобзева Т. Ю. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 52-1. С. 28-30.
  9. Колесникова Т. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1 (1). С. 22-24.
  10. Кондратьева И. В., Пивоварова К. А. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. (г. Пермь, 8 мая 2017 г.) / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2017. Ч. 2. С. 128-130.
  11. Кухтерина Г. В., Соловьева Е. А., Федина Л. В. Развитие творческих способностей дошкольников в экспериментальной деятельности // Казанская наука. 2016. № 1. С. 92-94.
  12. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 256 с.
  13. Микитюк И. В., Романова А. В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников по средствам экспериментирования // Наука через призму времени. 2018. № 12 (21). С. 268-272.
  14. Мисякова Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Международной конференции (г. Казань, 20-23 июня 2020 г.) / отв. ред. Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина, О. А. Шульга. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 13-14.
  15. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 240 с.
  16. Обухова Л. А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 143-146.
  17. Овчинникова Е. В. Учебно-исследовательская и проектная работа с дошкольниками // International Scientific Review. 2017. № 2 (33). С. 86-90.
  18. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова. Волгоград: Учитель, 2015. 329 с.
  19. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2010. 64 с.
  20. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: ПЕР СЭ, 2006. 240 с.
  21. Поклонская В. Д., Левашова С. А. Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 199-201.
  22. Полякова М. Н. Образовательная среда детского сада как условие и средство поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2018. № 5-6. С. 56-65.
  23. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Федоров, 2010. 128 с.
  24. Семенова Е. И., Яковлева С. С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования // Профессиональное самоопределение: современный аспект: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Якутск, 2 апреля 2020 г.) / под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 382-386.
  25. Степанова Л. Н., Куликова А. А. Экспериментальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 5. Ч. 2. С. 380-383.
  26. Стрельцова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром через опыты и эксперименты // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 58-60.
  27. Сухова Е. И., Волкова В. И. Экспериментирование как основа исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2020. № 4 (106). С. 56-61.
  28. Труфякова Н. В. Особенности включения экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ на современном этапе // Polish Journal of Science. 2020. № 34-2 (34). С. 50-52.
  29. Фалей М. В. Особенности экспериментально-поисковой деятельности детей дошкольного возраста // Sciences of Europe. 2017. № 11. Ч. 4 (11). С. 47-53.
  30. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.02.2021).
  31. Харькова Д. Ю. Основы теории когнитивного развития Пиаже // Colloquium-Journal. 2019. № 26 (50). Ч. 2. С. 49-52.
  32. Чемоданова М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. М.: Мозаика-Синтез, 2016. № 5. С. 970-972.
  33. Черненко М. А. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 3 (13). С. 95-98.
  34. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 124 с.
  35. Beard C., Wilson J. Experiential Learning: A best practice handbook for educators and trainers. 2nd ed. L. - Philadelphia: Kogan Page Publishers, 2006. 314 p.
  36. Bonawitz E., Shafto P., Gweon H., Goodman N. D., Spelke E., Schulz L. The Double-Edged Sword of Pedagogy: Instruction Limits Spontaneous Exploration and Discovery // Cognition. 2011. Vol. 120. № 3. P. 322-330.
  37. Gelman R., Brenneman K. Science Learning Pathways for Young Children // Early Childhood Research Quarterly. 2004. Vol. 19. № 1. Р. 150-158.
  38. Gelman R., Lucariello J. Role of Learning in Cognitive Development // Stevens’ Handbook of Experimental Psychology: in 4 vols. 3rd ed. N. Y.: John Wiley & Sons, 2002. Vol. 3. Learning, Motivation, and Emotion / ed. by H. Pashler. Р. 395-444.
  39. Ginsburg H. P., Opper S. Piage’s theory of intellectual development [Электронный ресурс]. URL: https://www.freepsychotherapybooks.org/ebook/piagets-theory-of-intellectual-development/ (дата обращения: 09.01.2021).
  40. Kolb D. Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. 2nd ed. New Jersey: Pearson Education, Limited, 2015. 390 p.
  41. Piekny J., Maehler C. Scientific Reasoning in Early and Middle Childhood: The Development of Domain-General Evidence Evaluation, Experimentation, and Hypothesis Generation Skills // British Journal of Developmental Psychology. 2013. Vol. 31. № 2. P. 153-179.

Информация об авторах

Гималетдинова Гульнара Камилевна

к. филол. н., доц.

Казанский федеральный университет

Созинова Анастасия Андреевна

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 января 2021.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • экспериментальная деятельность
  • дошкольник
  • обзор педагогических исследований
  • авторская программа
  • экспериментирование
  • experiential activity
  • preschooler
  • review of pedagogical research
  • author’s programme
  • experimentation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)