• Original research article
  • March 10, 2021
  • Open access

Modelling Practical Training of Pedagogical Students against Backdrop of School-University Partnership

Abstract

The study aims to reveal peculiarities of designing and implementing practical training programmes for future teachers. The article shows systemic transformation of the practical side of teachers’ professional education accounted for by transition to the competence-based format of education and network interaction of organisations of higher and general education. Scientific novelty of the research lies in developing a structural and functional model of practical training of pedagogical students - Master’s degree seekers. As a result, the study has outlined conceptual foundations of modelling practical training of future teachers; identified and described blocks of the practical training model (methodological, target-oriented and substantive), as well as stages of practical training (educational-introductory, quasi-professional, educational-professional, pre-professional), revealed their content, provided rationale for their implementation forms. It is shown that development of future teachers’ professional self-awareness occurs in the process of practical training, which combines their educational, research and work-placement activities.

References

  1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  2. Безбородова Л. А., Безбородова М. А. Творчество и саморазвитие педагога в профессиональной деятельности // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы VI Научно-практической конференции: сборник трудов. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. С. 141-144.
  3. Блинов В. И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: сб. науч. статей. М.: ИОО МОН РФ, 2004. Вып. 2. С. 41-53.
  4. Бочарова Ю. Ю. Профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность: о предмете практического обучения (сравнительный анализ зарубежных руководств по практике) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). С. 75-79.
  5. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
  6. Жиркова З. С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 6. Ч. 2. С. 360-364.
  7. Забродин Ю. М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58-73.
  8. Забродин Ю. М., Сергоманов П. А., Гаязова Л. А., Леонова О. И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 65-76. DOI: 10.17759/pse.2015200506.
  9. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: МПГУ, 2015. 216 с.
  10. Землянская Е. Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 2. С. 142-147. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.2.2.
  11. Землянская Е. Н. Реализация идей С. П. Баранова в трехсегментной модели практико-ориентированной подготовки магистрантов // Гносеологические основы образования: материалы IV Международной конференции, посвящённой памяти профессора С. П. Баранова. Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова Тян-Шанского, 2020. С. 22-32.
  12. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2. С. 107-139.
  13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: труды методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
  14. Игонина Т. Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики: дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2001. 262 с.
  15. Исаев Е. И., Косарецкий В. И., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
  16. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.
  17. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А. А. Орловой, В. В. Грачевой. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. 261 с.
  18. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 18.01.2017).
  19. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестник Московского университета. Серия «Педагогическое образование». 2012. № 3. С. 48-64.
  20. Николаева М. В. Школьно-университетское партнерство в подготовке педагогов начальной школы при реализации основной профессиональной образовательной программы по уровню магистратуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2018. № 2 (125). С. 26-29.
  21. Оптимизация учебно-методического сопровождения реализации образовательных программ как условие повышения качества высшего образования: монография / под ред. Е. В. Ляпунцовой, Ю. М. Белозеровой, И. И. Дроздовой. М.: РУСАЙНС, 2020. 366 с.
  22. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № МН-5/20730 о направлении вопросов-ответов [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/o-prakticheskoj-podgotovke-obu.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
  23. Положение о практической подготовке обучающихся [Электронный ресурс]: утверждено Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/ (дата обращения: 24.02.2021).
  24. Саливон Е. Г. Педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностно-профессионального становления: дисс. … к. пед. н. Комсомольск-на-Амуре, 2005. 260 с.
  25. Ситниченко М. Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический характер: монография. М.: МПГУ, 2016. 180 с.
  26. Сластёнин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4-15.
  27. Соболев А. Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // UNIVERSUM. Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. С. 3-11.

Author information

Elena Nikolaevna Zemlyanskaya

Dr

Moscow Pedagogical State University

Maria Aleksandrovna Bezborodova

PhD

Moscow Pedagogical State University

About this article

Publication history

  • Received: January 15, 2021.
  • Published: March 10, 2021.

Keywords

  • моделирование
  • практическая подготовка
  • студент-педагог
  • школьно-университетское партнерство
  • профессиональное образование педагогов
  • modelling
  • practical training
  • pedagogical student
  • school-university partnership
  • professional education of teachers

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)