• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности проектирования и реализации программ практической подготовки будущего учителя. В статье показывается системная трансформация практической стороны профессионального образования педагогов, обусловленная переходом на компетентностный формат образования и сетевое взаимодействие организаций высшего и общего образования. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели практической подготовки студентов-педагогов в магистратуре. В результате исследования обозначены концептуальные основы моделирования практической подготовки будущих педагогов; выделены и описаны блоки модели практической подготовки (методологический, целевой и содержательный), а также этапы практической подготовки (учебно-ознакомительный, квазипрофессиональный, учебно-профессиональный, предпрофессиональный), раскрыто их содержание, обоснованы формы осуществления. Показано, что развитие профессионального самосознания будущих педагогов происходит в процессе практической подготовки, объединяющей их учебную, научно-поисковую и производственную деятельность.

Источники

  1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  2. Безбородова Л. А., Безбородова М. А. Творчество и саморазвитие педагога в профессиональной деятельности // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы VI Научно-практической конференции: сборник трудов. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. С. 141-144.
  3. Блинов В. И. Практическая подготовка будущих учителей: прагматика перспективы // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: сб. науч. статей. М.: ИОО МОН РФ, 2004. Вып. 2. С. 41-53.
  4. Бочарова Ю. Ю. Профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность: о предмете практического обучения (сравнительный анализ зарубежных руководств по практике) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). С. 75-79.
  5. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
  6. Жиркова З. С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 6. Ч. 2. С. 360-364.
  7. Забродин Ю. М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58-73.
  8. Забродин Ю. М., Сергоманов П. А., Гаязова Л. А., Леонова О. И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 65-76. DOI: 10.17759/pse.2015200506.
  9. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: МПГУ, 2015. 216 с.
  10. Землянская Е. Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 2. С. 142-147. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.2.2.
  11. Землянская Е. Н. Реализация идей С. П. Баранова в трехсегментной модели практико-ориентированной подготовки магистрантов // Гносеологические основы образования: материалы IV Международной конференции, посвящённой памяти профессора С. П. Баранова. Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова Тян-Шанского, 2020. С. 22-32.
  12. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2. С. 107-139.
  13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: труды методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.
  14. Игонина Т. Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики: дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2001. 262 с.
  15. Исаев Е. И., Косарецкий В. И., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
  16. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.
  17. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А. А. Орловой, В. В. Грачевой. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. 261 с.
  18. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 18.01.2017).
  19. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестник Московского университета. Серия «Педагогическое образование». 2012. № 3. С. 48-64.
  20. Николаева М. В. Школьно-университетское партнерство в подготовке педагогов начальной школы при реализации основной профессиональной образовательной программы по уровню магистратуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2018. № 2 (125). С. 26-29.
  21. Оптимизация учебно-методического сопровождения реализации образовательных программ как условие повышения качества высшего образования: монография / под ред. Е. В. Ляпунцовой, Ю. М. Белозеровой, И. И. Дроздовой. М.: РУСАЙНС, 2020. 366 с.
  22. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № МН-5/20730 о направлении вопросов-ответов [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/o-prakticheskoj-podgotovke-obu.pdf (дата обращения: 20.01.2021).
  23. Положение о практической подготовке обучающихся [Электронный ресурс]: утверждено Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/ (дата обращения: 24.02.2021).
  24. Саливон Е. Г. Педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностно-профессионального становления: дисс. … к. пед. н. Комсомольск-на-Амуре, 2005. 260 с.
  25. Ситниченко М. Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический характер: монография. М.: МПГУ, 2016. 180 с.
  26. Сластёнин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4-15.
  27. Соболев А. Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // UNIVERSUM. Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. С. 3-11.

Информация об авторах

Землянская Елена Николаевна

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Безбородова Мария Александровна

к. психол. н., доц.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 января 2021.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • моделирование
  • практическая подготовка
  • студент-педагог
  • школьно-университетское партнерство
  • профессиональное образование педагогов
  • modelling
  • practical training
  • pedagogical student
  • school-university partnership
  • professional education of teachers

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)