• Original research article
  • September 15, 2021
  • Open access

Using CLIL Basics in Teaching English to Future Engineers in Digital Educational Environment

Abstract

The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the effectiveness of applying the basics of Content and Language Integrated Learning (CLIL) to English teaching in digital educational environment. The article considers features of using the CLIL approach in future engineers’ language training. Scientific novelty lies in developing a model for incorporating the CLIL basics into teaching of the subject “Foreign Language in Professional Activity”, using digital technologies. As a result, the positive outcomes of the methodological experiment on the incorporation of the proposed model are summarised and its functioning conditions are indicated.

References

  1. Белова Л. А., Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Штыкова Т. В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9-16.
  2. Быстрай Е. Б., Кутенева И. Е. Кейс-стади как фактор межкультурного взаимодействия будущих менеджеров в предметно-языковом интегрированном обучении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 1. С. 74-97.
  3. Григорьева К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL (на примере направления «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»): автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2016. 24 с.
  4. Григорьева К. С., Салехова Л. Л. Реализация принципов предметно-языкового интегрированного обучения с помощью технологий Web 2.0 в техническом вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 11-18.
  5. Гулая Т. М., Романова С. А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56). Ч. 2. С. 181-184.
  6. Жигадло В. Э., Одинокая М. А., Пятницкий А. Н. Место предметно-языкового интегрированного обучения в обучении вузовской дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сб. тр. XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2018 (г. Санкт-Петербург, 30 мая - 2 июня 2018 г.). СПб.: Университет ИТМО, 2018. Вып. 2. С. 148-160.
  7. Капранчикова К. В., Завгородняя Е. Л., Белянский Р. Г. Разработка учебного курса профессионального иностранного языка в аграрном вузе на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 83-93.
  8. Карцева Е. В., Флаксман А. А. Преподавание иностранного языка с использованием технологии предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковом вузе (на примере направления подготовки «Архитектура») // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 329-335.
  9. Корж Т. Н. Концептуальные основы разработки курса профессионально ориентированного иностранного языка // Вестник Московской международной академии. 2017. № 2. С. 214-219.
  10. Кузнецова О. В. О концепции формирования коммуникативной медиакомпетенции у студентов технического вуза в контексте CLIL // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 147-159.
  11. Малинин Н. В. Использование массовых открытых онлайн курсов в преподавании иностранного языка на неязыковых факультетах вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 258-261.
  12. Миронова И. Н. Основные принципы и причины внедрения предметно-языкового интегрированного обучения // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 4. С. 19-27.
  13. Намычкина Е. В. Методика CLIL в преподавании английского языка для профессионального общения в вузах пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 62-66.
  14. Попова Н. В., Алмазова Н. И., Евтушенко Т. Т., Зиновьева О. В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. № 7. С. 32-42.
  15. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42.
  16. Сиротова А. А. Формирование интегрированной предметно-языковой компетентности обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере неязыковых направлений подготовки): дисс. … к. пед. н. Мытищи, 2021. 204 с.
  17. Токарева Е. Ю. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 22. С. 81-88.
  18. Чекун О. А. Предметно-языковое интегрированное обучение в неязыковых вузах // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 163-170.
  19. Mazzara S. Methodological Aspects and Models of CLIL // Bulletin of the Kolomna Institute (branch) of the Moscow Polytechnic University. Series: Social Sciences and Humanities. 2018. № 3. P. 90-100.
  20. Uemura T. CLIL and Its Possible Application to English Education to Enhance Undergraduates’ Academic and Subject-specific English Literacy [Электронный ресурс]. URL: https://ire-asia.org/ijeim/published/vol7issue2/IJEIM2017_7_2_13-21.pdf (дата обращения: 28.06.2021).
  21. Yang W. ESP VS CLIL: A Coin of Two Sides or a Continuum of Two Extremes? [Электронный ресурс]. URL: https://www.esptodayjournal.org/pdf/current_issue/3.6.2016/WENHSIEN-YANG-full%20text.pdf (дата обращения: 28.06.2021).

Author information

Olga Olegovna Zakharova

PhD

Tryokhgorny Technological Institute, a branch of the National Research Nuclear University “MEPhI”

About this article

Publication history

  • Received: July 16, 2021.
  • Published: September 15, 2021.

Keywords

  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • будущие инженеры
  • цифровая образовательная среда
  • CLIL
  • Content and Language Integrated Learning
  • future engineers
  • digital educational environment

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)