• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Использование основ CLIL в обучении английскому языку будущих инженеров в цифровой образовательной среде

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения основ предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL - Content and Language Integrated Learning) в преподавании английского языка в цифровой образовательной среде. В статье рассматриваются особенности использования подхода CLIL в языковой подготовке будущих инженеров. Научная новизна заключается в разработке модели внедрения основ CLIL в преподавание дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» с использованием цифровых технологий. В результате подведены положительные итоги методического эксперимента по внедрению предложенной модели и обозначены условия ее функционирования.

Источники

  1. Белова Л. А., Заседателева М. Г., Быстрай Е. Б., Штыкова Т. В. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9-16.
  2. Быстрай Е. Б., Кутенева И. Е. Кейс-стади как фактор межкультурного взаимодействия будущих менеджеров в предметно-языковом интегрированном обучении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 1. С. 74-97.
  3. Григорьева К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL (на примере направления «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»): автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2016. 24 с.
  4. Григорьева К. С., Салехова Л. Л. Реализация принципов предметно-языкового интегрированного обучения с помощью технологий Web 2.0 в техническом вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 11-18.
  5. Гулая Т. М., Романова С. А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56). Ч. 2. С. 181-184.
  6. Жигадло В. Э., Одинокая М. А., Пятницкий А. Н. Место предметно-языкового интегрированного обучения в обучении вузовской дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сб. тр. XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2018 (г. Санкт-Петербург, 30 мая - 2 июня 2018 г.). СПб.: Университет ИТМО, 2018. Вып. 2. С. 148-160.
  7. Капранчикова К. В., Завгородняя Е. Л., Белянский Р. Г. Разработка учебного курса профессионального иностранного языка в аграрном вузе на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 83-93.
  8. Карцева Е. В., Флаксман А. А. Преподавание иностранного языка с использованием технологии предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковом вузе (на примере направления подготовки «Архитектура») // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 329-335.
  9. Корж Т. Н. Концептуальные основы разработки курса профессионально ориентированного иностранного языка // Вестник Московской международной академии. 2017. № 2. С. 214-219.
  10. Кузнецова О. В. О концепции формирования коммуникативной медиакомпетенции у студентов технического вуза в контексте CLIL // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 147-159.
  11. Малинин Н. В. Использование массовых открытых онлайн курсов в преподавании иностранного языка на неязыковых факультетах вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 258-261.
  12. Миронова И. Н. Основные принципы и причины внедрения предметно-языкового интегрированного обучения // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 4. С. 19-27.
  13. Намычкина Е. В. Методика CLIL в преподавании английского языка для профессионального общения в вузах пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 62-66.
  14. Попова Н. В., Алмазова Н. И., Евтушенко Т. Т., Зиновьева О. В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. № 7. С. 32-42.
  15. Попова Н. В., Коган М. С., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42.
  16. Сиротова А. А. Формирование интегрированной предметно-языковой компетентности обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере неязыковых направлений подготовки): дисс. … к. пед. н. Мытищи, 2021. 204 с.
  17. Токарева Е. Ю. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 22. С. 81-88.
  18. Чекун О. А. Предметно-языковое интегрированное обучение в неязыковых вузах // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 163-170.
  19. Mazzara S. Methodological Aspects and Models of CLIL // Bulletin of the Kolomna Institute (branch) of the Moscow Polytechnic University. Series: Social Sciences and Humanities. 2018. № 3. P. 90-100.
  20. Uemura T. CLIL and Its Possible Application to English Education to Enhance Undergraduates’ Academic and Subject-specific English Literacy [Электронный ресурс]. URL: https://ire-asia.org/ijeim/published/vol7issue2/IJEIM2017_7_2_13-21.pdf (дата обращения: 28.06.2021).
  21. Yang W. ESP VS CLIL: A Coin of Two Sides or a Continuum of Two Extremes? [Электронный ресурс]. URL: https://www.esptodayjournal.org/pdf/current_issue/3.6.2016/WENHSIEN-YANG-full%20text.pdf (дата обращения: 28.06.2021).

Информация об авторах

Захарова Ольга Олеговна

к. пед. н.

Трехгорный технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • будущие инженеры
  • цифровая образовательная среда
  • CLIL
  • Content and Language Integrated Learning
  • future engineers
  • digital educational environment

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)