• Original research article
  • September 15, 2021
  • Open access

SWOT Analysis of Educational Process in Digital Educational Environment of University

Abstract

The purpose of the study is to identify the features peculiar to the process of educating students in the digital educational environment (hereinafter referred to as DEE) of a university. The article analyses changes in legal documents in the field of education, as a result of which it is determined that the educational process, being a part of the overall teaching/learning process at a university that is aimed at developing well-integrated individuals in the conditions of DEE, provides for integration with digital resources. Using the results of a SWOT analysis, the authors characterise the features of education in a university’s DEE, which accounts for scientific novelty of the study. As a result, it is ascertained that the process of educating students in a university’s DEE involves taking into account new features caused by digitalisation, which bring about corresponding transformations in the choice of content, forms and methods of the educational process.

References

  1. Беляев Г. Ю. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 26-39.
  2. Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. № 4. С. 63-70.
  3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски, перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 21.06.2021).
  4. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: монография / научн. ред. А. В. Мудрик. М.: МГПУ, 2010. 277 с.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. 223 с.
  6. Глубокова Е. Н. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 14-19.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 2001. 344 с.
  8. Носкова Т. Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 61-69.
  9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
  10. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040. URL: http://www.consultant.ru/edu/teacher/obrazovanie/obzor/ (дата обращения: 21.06.2021).
  11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
  12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
  13. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / П. Н. Биленко и др.; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.
  14. Романова М. В. Компьютерное общение как вид опосредованного общения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 59-70.
  15. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 21.06.2021).
  16. Смирнов В. В., Саталкина Н. Л. Воспитание современного человека через призму цифровых технологий // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. докладов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием (г. Елец, 27 ноября 2019 г.). М.: Изд-во Российского нового университета, 2019. С. 96-102.
  17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://gov.garant.ru/document?id=70957260&byPara=1&sub=8 (дата обращения: 21.06.2021).
  18. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: ИССО РАО, 1993. 91 с.
  19. Федотова В. С. Решение проблемы воспитания обучающихся в цифровой образовательной среде // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 460-464.
  20. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
  21. Ядренникова С. В. Социокультурная среда как ведущий фактор воспитания в условиях смены образовательных парадигм: сравнительный анализ двух исторических эпох // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 96-100.
  22. Яковлева О. В. Аксиологический анализ цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57). С. 41-50.

Author information

Lada Nikolaevna Ovinova

PhD

South Ural State University, Chelyabinsk

Elena Grigorievna Shraiber

PhD

South Ural State University, Chelyabinsk

About this article

Publication history

  • Received: April 6, 2021.
  • Published: September 15, 2021.

Keywords

  • воспитание
  • цифровая образовательная среда
  • вуз
  • SWOT-анализ
  • education
  • digital educational environment
  • university
  • SWOT analysis

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)