• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности процесса воспитания студентов в цифровой образовательной среде (далее - ЦОС) вуза. В статье проанализированы изменения в правовых документах в сфере образования, в результате чего определено, что процесс воспитания, как часть целостного образовательного процесса в вузе, направленного на формирование гармоничной личности в условиях ЦОС, предусматривает интеграцию с цифровыми ресурсами. На основании результатов проведенного SWOT-анализа авторами охарактеризованы особенности воспитания в ЦОС вуза, что составляет научную новизну исследования. В результате установлено, что процесс воспитания студентов в ЦОС вуза предполагает учет новых, вызванных цифровизацией особенностей, которые обусловливают соответствующие трансформации в выборе содержания, форм и методов процесса воспитания.

Источники

  1. Беляев Г. Ю. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 26-39.
  2. Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. № 4. С. 63-70.
  3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски, перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 21.06.2021).
  4. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: монография / научн. ред. А. В. Мудрик. М.: МГПУ, 2010. 277 с.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. 223 с.
  6. Глубокова Е. Н. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 14-19.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 2001. 344 с.
  8. Носкова Т. Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 61-69.
  9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
  10. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040. URL: http://www.consultant.ru/edu/teacher/obrazovanie/obzor/ (дата обращения: 21.06.2021).
  11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
  12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
  13. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / П. Н. Биленко и др.; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.
  14. Романова М. В. Компьютерное общение как вид опосредованного общения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 59-70.
  15. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 21.06.2021).
  16. Смирнов В. В., Саталкина Н. Л. Воспитание современного человека через призму цифровых технологий // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. докладов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием (г. Елец, 27 ноября 2019 г.). М.: Изд-во Российского нового университета, 2019. С. 96-102.
  17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://gov.garant.ru/document?id=70957260&byPara=1&sub=8 (дата обращения: 21.06.2021).
  18. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: ИССО РАО, 1993. 91 с.
  19. Федотова В. С. Решение проблемы воспитания обучающихся в цифровой образовательной среде // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 460-464.
  20. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
  21. Ядренникова С. В. Социокультурная среда как ведущий фактор воспитания в условиях смены образовательных парадигм: сравнительный анализ двух исторических эпох // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 96-100.
  22. Яковлева О. В. Аксиологический анализ цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57). С. 41-50.

Информация об авторах

Овинова Лада Николаевна

к. пед. н.

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

Шрайбер Елена Григорьевна

к. пед. н.

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 апреля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • воспитание
  • цифровая образовательная среда
  • вуз
  • SWOT-анализ
  • education
  • digital educational environment
  • university
  • SWOT analysis

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)