• Original research article
  • October 29, 2021
  • Open access

Application of Internal and External Sociocultural Interaction Technology in School Work with Social Partners

Abstract

The aim of the research is to identify theoretical and experimental aspects of applying the technology of internal and external sociocultural interaction between school and social partners in pedagogical practice. The article considers theoretical grounds for defining the notion of sociocultural interaction as a pedagogical condition for expanding students’ social opportunities, describes the technology of building sociocultural interaction with social partners by internal and external type in an educational institution. The scientific originality of the research consists in describing the technological process of internal and external sociocultural interaction between school and social partners, including the author’s definition of the educational technology. The author presents the results obtained from experimental work on applying the internal and external sociocultural interaction technology at school in order to expand social opportunities of students with special educational needs.

References

  1. Алексеев С. В., Толочко Е. И. Интеграция школьного и дополнительного образования как интеграция их образовательных сред // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62).
  2. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт» // Философские науки. 1984. № 1.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005.
  4. Гаврилова И. Н. Социальное партнерство и образование // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах: монография / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: Институт социологии Российской академии наук, 2008.
  5. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 3.
  6. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие / Е. А. Марковская, И. В. Муштавинская, И. Б. Мылова и др.; под науч. ред. И. Б. Мыловой. СПб.: СПб АППО, 2010.
  7. Карась Д. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64.
  8. Катилина М. И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект: дисс. … к. филос. н. М., 2009.
  9. Котикова О. В., Шумская Н. А. Социальное волонтерство в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. СПб.: Страта, 2021.
  10. Кривых С. В. Воспитательные технологии в социализации обучающихся // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 28-29 ноября 2019 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019.
  11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  12. Николаева Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дисс. … д. филос. н. Казань, 2006.
  13. Новикова Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.
  14. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
  15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  16. Синергетическая парадигма: синергетика образования / Российская академия наук, Институт философии РАН; отв. ред. В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  17. Суртаева Н. Н. Воспитательные технологии профилактики противодействия социальному манипулированию молодежи в современном социокультурном пространстве // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 28-29 ноября 2019 г.). СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019.
  18. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство в молодежной политике: основы анализа и применения: монография. М.: МАТИ, 2010.
  19. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / сост. Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, М. В. Голованова; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой; вступ. ст. Н. П. Кузина. М.: Педагогика, 1980.
  20. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
  21. Якушкина М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: дисс. … д. пед. н. М., 2008.
  22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

Author information

Oksana Valentinovna Kotikova

School No. 25 of the Petrogradsky district of St. Petersburg; Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod

About this article

Publication history

  • Received: September 12, 2021.
  • Published: October 29, 2021.

Keywords

  • интернальное социокультурное взаимодействие
  • экстернальное социокультурное взаимодействие
  • социальные партнеры
  • педагогическое условие
  • internal sociocultural interaction
  • external sociocultural interaction
  • social partners
  • pedagogical condition

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)