• Original research article
  • December 28, 2021
  • Open access

Russian Language and Literature at Short-Term Teacher Courses (Late XIX - Early XX Century)

Abstract

The purpose of the research is to find ways to optimise the system of further training for Language and Literature teachers. The paper examines the experience of such work carried out in the late XIX - early XX century, i.e. the organisation of short-term teacher courses. The author pays special attention to the place that Russian Language and Literature occupied at these courses, outlines the prospects of us-ing the progressive pedagogical experience of the past in the present. Scientific novelty of the research lies in introducing into scientific use materials that have been relatively unknown to a wide range of researchers previously and not only reflect the experience of organising courses and contain its social-political assessment, but are also of theoretical and practical value for the organisation of a modern system of further training for teachers. The research findings show that the organisation of the process of Russian Language and Literature teaching at the courses was constantly improved and was aimed not only at solving utilitarian practical tasks, but also contributed to teachers’ moral and aesthetic development.

References

  1. Антипова А. М. Современный учитель-словесник как читатель (о путях совершенствования профессиональной подготовки учителя) // Наука и школа. 2012. № 4.
  2. Б.К. Несколько мыслей участника краткосрочных курсов для преподавателей русского языка и словесности при Казанском Учебном Округе в августе месяце 1915 г. // Родной язык в школе. 1915-1916. № 8.
  3. Беляева Н. В., Аристова М. А., Критарова Ж. Н. Подготовка учителя к преподаванию родной русской литературы в основной школе // Образовательное пространство в информационную эпоху. М., 2021.
  4. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII - начала XXI века. М.: Флинта, 2014.
  5. Галицких Е. О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 2 (43).
  6. Гетманская Е. В. Литература в средней и высшей школе: развитие и преемственность (конец XVII - начало ХХ века). М.: МПГУ, 2015.
  7. Добротина И. Н., Александрова О. М., Аристова М. А. и др. Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов “Русский язык и литература” в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 5 (54).
  8. Е.К. Краткосрочные курсы для гг. преподавательниц и преподавателей русского языка и литературы в среднеучебных заведениях Казанского учебного округа с 10 по 25 августа 1915 года // Вестник образования и воспитания. 1915. № 9-10.
  9. Ельницкий К. В. Виктор Петрович Острогорский // Русские педагоги второй половины XIX столетия. СПб.: Д. Д. Полубояринов, 1904.
  10. Исаков Д. К вопросу об учительских съездах-курсах // Русская школа. 1898. № 12.
  11. Кирпичников А. И. Учительские курсы в Рязани в июне 1898 г. // Педагогический листок. 1899. Кн. 5.
  12. Лазарев Ю. В. Педагогическая периодика середины XIX - начала XX века о проблемах подготовки учителей-словесников // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи: XXVI Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Экон-Информ, 2019.
  13. Правила о временных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных народных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. 1875. Т. СLXXXI. Отд. I.
  14. С.Г. Как я сделался учителем русского языка // Родной язык в школе. 1915-1916. № 2; № 3.
  15. Сакулин П. Русская литература на земских учительских курсах // Вестник воспитания. 1916. № 7.
  16. Семевский В. И. Василий Иванович Водовозов: биогр. очерк. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1888.
  17. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. М., 2003.
  18. Ушаков Д. Н. Русское правописание: очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе: переработано из летних лекций 1911 г. при педагогических курсах Московского о-ва воспитат. и учительниц. М.: В. С. Спиридонов, 1911.
  19. Чертов В. Ф. Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 3-1.
  20. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. 2-е изд., доп. М.: Прометей, 2013.
  21. Чертов В. Ф., Белоусова Е. И. Труды В. В. Голубкова и проблемы профессиональной подготовки учителя-словесника // Научная школа В. В. Голубкова: история и направления исследований. М.: Экон-Информ, 2018.

Author information

Yury Vasilyevich Lazarev

Dr

Ryazan State University named after S. A. Yesenin

About this article

Publication history

  • Received: October 29, 2021.
  • Published: December 28, 2021.

Keywords

  • русский язык
  • словесность
  • краткосрочные учительские курсы
  • конец XIX - начало XX века
  • Russian Language
  • Literature
  • short-term teacher courses
  • late XIX - early XX century

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)