• Original research article
  • December 28, 2021
  • Open access

Functional Literacy of School Students as a Factor of Education Quality

Abstract

The paper aims to ground the pedagogical conditions of school students’ functional literacy formation as an important factor of general education quality. The article supports the idea of the influence of students’ functional literacy on achieving the educational quality significant for life in the modern world. The scientific originality of the research lies in the fact that the experience of educational establishments in students’ functional literacy formation has been systematized based on the pedagogical concepts of students’ functional literacy formation; the criteria, indicators and diagnostic means of revealing professional deficits of teachers in the sphere of students’ functional literacy formation have been developed; the stages of scientific and methodological support of teachers in forming students’ functional literacy based on the tutorial technology have been identified for the first time. As a result, the study has grounded the pedagogical conditions of school students’ functional literacy formation as an important factor of general education quality: 1) realization of educational practices corresponding to the ideas of the participative concept of functional literacy formation; 2) organization of scientific and methodological support of teachers in the sphere of students’ functional literacy formation based on the diagnostics of professional deficits of teachers and the technology of tutorial support.

References

  1. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5).
  2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3.
  3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
  4. Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов Республики Коми: методические рекомендации / авт.-сост. М. А. Габова, О. А. Кирпичева. Сыктывкар: КРИРО, 2018.
  5. Диких Э. Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27).
  6. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 5.
  7. Дрюпина А. В. Из опыта работы университетской школы: проектная работа тьюторов и педагогов как средство получения метапредметных результатов учащимися // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
  8. Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития: курс лекций. М.: Солнечный мир, 2017.
  9. Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и futures-грамотности) // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). М., 2020.
  10. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование selfskills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (29-30 октября 2019 г.). М., 2019.
  11. Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…: коллективная монография. М.: Ресурс, 2018.
  12. Крашенинникова Л. В. Навигатор по образовательным ресурсам для тьюторов и преподавателей: методические рекомендации для тьюторов, студентов и аспирантов, преподавателей вузов и системы ДПО. М.: Ресурс, 2019.
  13. Лацко Н. А., Авдеева Е. Н., Пихота О. В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование - XXI век. 2020. № 1.
  14. Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дисс. … к. пед. н. Омск, 2007.
  15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/
  17. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  18. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. 2015. URL: https://ru.unesco.org/gem-report/node/832
  19. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / науч. ред. Т. М. Ковалева. М.: АПКиППРО, 2009.
  20. Тюмина М. В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills. М.: Ресурс, 2020.
  21. Функциональная грамотность младшего школьника / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник, 2018.
  22. Чехунова А. И. Тьюторское сопровождение младших школьников в рамках образовательного путешествия // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
  23. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. P.: OECD Publishing, 2019.

Funding

The reported study was prepared as a part of realization of a government-commissioned task to carry out the fundamental research work on the topic “Methodological and linguodidactical basis of school students’ fundamental functional literacy formation as a key to improve the quality of general education” (Additional agreement between the Ministry of Education of the Russian Federation and Omsk State Pedagogical University № 073-03-2021-027/2).

Author information

Elina Radikovna Dikikh

PhD

Omsk State Pedagogical University

Elena Igorevna Zaripova

PhD

Omsk State Pedagogical University

Natalya Stanislavovna Makarova

Dr

Omsk State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: November 15, 2021.
  • Published: December 28, 2021.

Keywords

  • функциональная грамотность
  • качество общего образования
  • профессиональный дефицит учителей
  • методическое сопровождение
  • тьюторское сопровождение
  • functional literacy
  • quality of general education
  • professional deficits of teachers
  • methodological support
  • tutorial support

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)