Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования
Аннотация
Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования. В статье обосновывается идея о влиянии функциональной грамотности обучающихся на достижение качества образования, значимого для жизни в современном мире. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые опыт образовательных организаций общего образования по формированию функциональной грамотности обучающихся систематизирован на основе педагогических концепций формирования функциональной грамотности, разработаны критерии, показатели и диагностические средства по выявлению профессионального дефицита учителей в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся, определены этапы научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на основе тьюторской технологии. В результате исследования обоснованы педагогические условия формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования: 1) реализация образовательных практик, соответствующих идеям партисипативной концепции формирования функциональной грамотности; 2) организация научно-методического сопровождения педагогов в сфере формирования функциональной грамотности школьников на основе диагностики профессионального дефицита педагогов и технологий тьюторского сопровождения.
Источники
- Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5).
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3.
- Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
- Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов Республики Коми: методические рекомендации / авт.-сост. М. А. Габова, О. А. Кирпичева. Сыктывкар: КРИРО, 2018.
- Диких Э. Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27).
- Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 5.
- Дрюпина А. В. Из опыта работы университетской школы: проектная работа тьюторов и педагогов как средство получения метапредметных результатов учащимися // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
- Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития: курс лекций. М.: Солнечный мир, 2017.
- Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и futures-грамотности) // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). М., 2020.
- Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование selfskills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (29-30 октября 2019 г.). М., 2019.
- Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…: коллективная монография. М.: Ресурс, 2018.
- Крашенинникова Л. В. Навигатор по образовательным ресурсам для тьюторов и преподавателей: методические рекомендации для тьюторов, студентов и аспирантов, преподавателей вузов и системы ДПО. М.: Ресурс, 2019.
- Лацко Н. А., Авдеева Е. Н., Пихота О. В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование - XXI век. 2020. № 1.
- Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дисс. … к. пед. н. Омск, 2007.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
- Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. 2015. URL: https://ru.unesco.org/gem-report/node/832
- Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / науч. ред. Т. М. Ковалева. М.: АПКиППРО, 2009.
- Тюмина М. В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills. М.: Ресурс, 2020.
- Функциональная грамотность младшего школьника / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник, 2018.
- Чехунова А. И. Тьюторское сопровождение младших школьников в рамках образовательного путешествия // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
- PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. P.: OECD Publishing, 2019.
Финансирование
Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2021-027/2).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 ноября 2021.
- Опубликована: 28 декабря 2021.
Ключевые слова
- функциональная грамотность
- качество общего образования
- профессиональный дефицит учителей
- методическое сопровождение
- тьюторское сопровождение
- functional literacy
- quality of general education
- professional deficits of teachers
- methodological support
- tutorial support
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»