• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования. В статье обосновывается идея о влиянии функциональной грамотности обучающихся на достижение качества образования, значимого для жизни в современном мире. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые опыт образовательных организаций общего образования по формированию функциональной грамотности обучающихся систематизирован на основе педагогических концепций формирования функциональной грамотности, разработаны критерии, показатели и диагностические средства по выявлению профессионального дефицита учителей в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся, определены этапы научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на основе тьюторской технологии. В результате исследования обоснованы педагогические условия формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования: 1) реализация образовательных практик, соответствующих идеям партисипативной концепции формирования функциональной грамотности; 2) организация научно-методического сопровождения педагогов в сфере формирования функциональной грамотности школьников на основе диагностики профессионального дефицита педагогов и технологий тьюторского сопровождения.

Источники

  1. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5).
  2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3.
  3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
  4. Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов Республики Коми: методические рекомендации / авт.-сост. М. А. Габова, О. А. Кирпичева. Сыктывкар: КРИРО, 2018.
  5. Диких Э. Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27).
  6. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 5.
  7. Дрюпина А. В. Из опыта работы университетской школы: проектная работа тьюторов и педагогов как средство получения метапредметных результатов учащимися // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
  8. Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития: курс лекций. М.: Солнечный мир, 2017.
  9. Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и futures-грамотности) // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). М., 2020.
  10. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование selfskills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (29-30 октября 2019 г.). М., 2019.
  11. Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…: коллективная монография. М.: Ресурс, 2018.
  12. Крашенинникова Л. В. Навигатор по образовательным ресурсам для тьюторов и преподавателей: методические рекомендации для тьюторов, студентов и аспирантов, преподавателей вузов и системы ДПО. М.: Ресурс, 2019.
  13. Лацко Н. А., Авдеева Е. Н., Пихота О. В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование - XXI век. 2020. № 1.
  14. Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дисс. … к. пед. н. Омск, 2007.
  15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/
  17. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  18. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. 2015. URL: https://ru.unesco.org/gem-report/node/832
  19. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / науч. ред. Т. М. Ковалева. М.: АПКиППРО, 2009.
  20. Тюмина М. В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills. М.: Ресурс, 2020.
  21. Функциональная грамотность младшего школьника / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник, 2018.
  22. Чехунова А. И. Тьюторское сопровождение младших школьников в рамках образовательного путешествия // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
  23. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. P.: OECD Publishing, 2019.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2021-027/2).

Информация об авторах

Диких Элина Радиковна

к. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет

Зарипова Елена Игоревна

к. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет

Макарова Наталья Станиславовна

д. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • функциональная грамотность
  • качество общего образования
  • профессиональный дефицит учителей
  • методическое сопровождение
  • тьюторское сопровождение
  • functional literacy
  • quality of general education
  • professional deficits of teachers
  • methodological support
  • tutorial support

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)