• Original research article
  • December 28, 2021
  • Open access

Language and Culture Co-Learning in Russian and Chinese Foreign Language Teaching Methodologies (Russian as a Foreign Language; Chinese as a Foreign Language)

Abstract

The purpose of the study is to trace in a comparative aspect the development of the language and culture co-learning idea in methodological works by Russian and Chinese researchers. The paper shows similarities and differences of approaches in the implementation of the language and culture co-learning idea in the process of foreign language teaching; considers views of scholars and teaching methodology experts on the issue of forming the necessary competencies in students who learn foreign languages. Scientific novelty of the study lies in identifying reference points in the approaches taken by Russian and Chinese teaching methodology experts regarding the role of foreign language learning in the context of culture, in clarifying the scope of the concept of “linguocultural competence” in relation to philological education and training of future philologists; in introducing ideas of Chinese researchers who have not been previously published in Russian into the Russian-language scientific discourse. As a result of the study, the author has outlined the important points of convergence of methodological views on language and culture co-learning, on which new methodologies of teaching Russian as a foreign language to Chinese students can be based, drawing on the traditions adopted in the Chinese foreign language teaching methodology.

References

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Башурина Д. И. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов-филологов при обучении русским паремиям: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2005.
  3. Бердичевский А. Л., Голубева А. В. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015.
  4. Ван Дань. Формирование содержания обучения русской лексике китайских студентов-филологов в рамках лингвокультурологического подхода (на материале лексико-семантической группы наименований одежды): дисс. … к. пед. н. СПб., 2014.
  5. Виноградова М. В. Лингвокультурологический подход к обучению иностранных студентов-филологов глаголам речи, характеризуемой по звучанию и произнесению: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2013.
  6. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: РУДН, 2006.
  7. Гурулева Т. Л. Теоретическая модель соизучения языков и культур как составляющая поликультурной модели высшего языкового образования (на материале восточных языков и культур) // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12.
  8. Гынин В. И. Лингвокультурологическая методология обучения русскому языку как иностранному с учетом системных принципов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2013. № 2.
  9. Лавриненко Е. А. К проблеме возникновения, развития и актуальности лингвокультуроведческого подхода к изучению русского языка как иностранного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2007. № 4.
  10. Лилеева А. Г. Научно-методические основы комплексного лингвокультуроведческого спецкурса для зарубежных филологов-русистов: дисс. … к. пед. н. М., 1998.
  11. Ма Жунюй. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у русских студентов-лингвистов на начальном этапе обучения китайскому языку как иностранному: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2019.
  12. Ма Ися. Становление и развитие иноязычного образования в высших учебных заведениях Китая (на примере англо- и русскоязычного образования): автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2020.
  13. Римонди Дж. Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного в России и Италии: дисс. … к. пед. н. М., 2019.
  14. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
  15. У Хао, Юрков Е. Е. Мир русской природы в аспекте лингвокультурологии. СПб.: Осипов, 2006.
  16. Яковлева Е. П. Влияние лингвокультуроведческого подхода на мотивацию студентов при изучении иностранного языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2.
  17. Wen Q. Globalization and Intercultural Competence // English and Globalization: Perspectives from Hong Kong and Mainland China / ed. by K. Tam, T. Weiss. Hong Kong: The Chinese University Press, 2004.
  18. 史铁强. 高等学校俄语专业四级考试大纲真题. 模拟. 年12月第三版. 北京, 2018 (Ши Тэцян. Программа. Реальные типовые задания и задания для подготовки к тестированию по русскому языку четвертого уровня. Изд-е 3-е. Пекин, 2018).
  19. 吴越, 梁晓鹏. 外语教学中跨文化交际能力的培养 // 兰州教育学院学报. 2002. № 2 (У Юэ, Лян Сяопэн. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам // Вестник института образования Ланьчжоу. 2002. № 2).
  20. 周思源. 论对外汉语教学的文化观念 // 语言教学与研究. 1992. № 3 (Чжоу Сыюань. О культурной концепции преподавания китайского языка как иностранного // Преподавание и исследование языка. 1992. № 3).
  21. 张晓雯. 如何将文化教学引入到外语教学中 // 读与写 : 教育教学版. 2010. № 4 (Чжан Сяовэнь. Как ввести обучение культуре в обучение иностранным языкам // Образование и воспитание: чтение и письмо. 2010. № 4).
  22. 李敏. 俄语语言教学中的文化渗透研究 // 文化学刊. 2019. № 6 (Ли Мин. Роль изучения культуры в процессе обучения русскому языку // Журнал культурологии. 2019. № 6).
  23. 杨盈, 庄恩平. 构建外语教学跨文化交际能力框架 // 外语界. 2007. № 4 (Ян Ин, Чжуан Эньпин. Построение основы межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам // Иностранные языки. 2007. № 4).
  24. 杨锐. 对外汉语教学中语言教学与文化教学综述 // 现代语文. 2015. № 3 (Ян Жуй. Обучение языку и культуре в области обучения китайскому языку как иностранному // Современная филология. 2015. № 3).
  25. 樊葳葳. 从“文化错误”谈中国学生跨文化交际能力 // 华中理工大学学报. 社会科学版. 1999. № 2 (Фань Вэйвэй. О межкультурной коммуникативной компетенции у китайских студентов с точки зрения «культурных ошибок» // Вестник Хуачжунского университета науки и технологий. Серия «Социальные науки». 1999. № 2).
  26. 毕继万. 跨文化交际研究与第二语言教学 // 语言教学与研究. 1998. № 1 (Би Цзивань. Исследование межкультурной коммуникации и обучение второму языку // Преподавание и исследование языка. 1998. № 1).
  27. 沈振辉. 语言文化模式与对外汉语教学 // 复旦教育. 1993. № 4 (Шэнь Чжэньхуэй. Лингвокультурная модель и обучение китайскому языку как иностранному // Фуданьское образование. 1993. № 4).
  28. 王丹妮. 浅谈跨文化能力、跨文化交际能力 、跨文化交际意识的关系. // 海外英语. 2015. № 6 (Ван Даньни. Отношения межкультурной компетенции, межкультурной коммуникативной компетенции и межкультурной коммуникативной осведомленности // Зарубежный английский язык. 2015. № 6).
  29. 王奎京. 语言和文化的关系与第二语言的教学 // 北京师范大学学报. 社会科学版. 1993. № 6 (Ван Куйцзин. Отношение языка и культуры и обучение второму языку // Вестник Пекинского педагогического университета. Серия «Общественные науки». 1993. № 6).
  30. 王羽. 语言教学中的文化导入分析 // 吉林省教育学院学报. 2020. № 1 (Ван Юй. Анализ введения культуры при обучении языку // Вестник Цзилиньского института образования. 2020. № 1).
  31. 义务教育英语课程标准 / 科教部. 北京: 北京师范大学出版社, 2011 (Стандарты обязательного образования по английскому языку / Министерство образования и науки. Пекин: Пекинский педагогический университет, 2011).
  32. 胡文仲, 高一虹. 外语教学与文化. 长沙: 湖南教育出版社,1997 (Ху Вэньчжун, Гао Ихун. Обучение иностранным языкам и культурам. Чанша: Образование Хунани, 1997).
  33. 张占一. 试议交际文化和知识文化 // 语言教学与研究. 1990. № 3 (Чжан Чжаньи. Коммуникативная культура и познавательная культура // Обучение языку и его исследование. 1990. № 3).
  34. 邓时忠. 论对外汉语教学中文化因素的导入 // 西南民族学运学报. 哲学社会科学版. 1992. № 6 (Дэн Шичжун. Введение культурного компонента в преподавание китайского языка как иностранного // Вестник Юго-Западного национального университета. Серия «Философия и общественные науки». 1992. № 6).
  35. 陈光磊. 语言教学中的文化导入 // 语言教学与研究. 1992. № 3 (Чэнь Гуанлэй. Введение культуры в обучение языку // Преподавание и исследование языка. 1992. № 3).

Author information

Yue Gao

Moscow Pedagogical State University

About this article

Publication history

  • Received: November 6, 2021.
  • Published: December 28, 2021.

Keywords

  • соизучение языка и культуры
  • обучение иностранным языкам
  • русский язык как иностранный
  • китайский язык как иностранный
  • лингвокультуроведческая компетенция
  • language and culture co-learning
  • foreign language teaching
  • Russian as a foreign language
  • Chinese as a foreign language
  • linguocultural competence

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)