• Original research article
  • February 28, 2022
  • Open access

Improvement and Development of Educational Activities of the School in Working with Migrant Students

Abstract

The purpose of the study is to identify ways to improve the educational activities of the modern school, in which migrant schoolchildren are taught together with Russian students. The paper conducts a detailed analysis of the current state of school education that includes migrant students and identifies the main issues associated with the organisation of the educational process. Based on the data obtained, the key areas requiring development are identified and new ways of improving the organisation of the educational process in these areas are proposed. Scientific novelty lies in presenting new ways to improve the level of organisation of the educational process that includes migrant students both in the field of methodological support and in the sphere of workload distribution and the system of teachers’ remuneration. As a result of the study, the following solutions have been proposed as priority innovations: to develop a universal methodological handbook for schools on the optimal organisation of the educational process that includes migrant students; to create an all-Russian electronic school register to display academic paths of migrant schoolchildren; to prepare several sets of all-Russian bilingual electronic textbooks in all subjects of the school curriculum; for schools and universities to develop jointly electronic interactive courses in Russian as a Foreign Language, taking into account students’ age particularities; to create a system for assessing additional time spent by teachers on the adaptation of the educational process and a more rational redistribution of workload among pedagogical staff; to elaborate principles for calculating incentive allowances to reflect the high level of competence of teachers who work in classes where migrant students are taught together with Russian schoolchildren.

References

  1. Арефьев А. Л. Обучение детей из семей иностранных граждан в школах Москвы // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 5.
  2. Бабаян А. В. К вопросу о методологических подходах к социально-культурному проектированию // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 2.
  3. Бортникова Т. Г., Долженкова М. И. Формирование навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179.
  4. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Петрищева Г. П. Что же влияет на процесс ресоциализации детей-мигрантов в Красноярском крае? // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6.
  5. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Рыбакова Е. В. Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1.
  6. Гуань Бо. Использование электронного курса в обучении русскому языку начинающих (на примере китайских студентов) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2.
  7. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4.
  8. Дишкант Е. В., Парникова А. И. Формирование лингвосоциокультурной компетенции детей-мигрантов на занятиях элективного курса по русскому языку в 6 классе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11.
  9. Дорохова М. В., Свердлова Н. А. Изучение русского языка в условиях полилингвизма (на примере работы с учащимися-мигрантами в МОУ СОШ Иркутска) // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15. № 1.
  10. Дюжакова М. В. Реализация системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 3.
  11. Евсеева И. Г., Бабич А. А. Процесс интегрирования детей-мигрантов в новую культурную среду как объект научного дискурса // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2.
  12. Иванова Е. В. Особенности онлайн-работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки // Современное педагогическое образование. 2021. № 4.
  13. Изотикова И. Г. К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе // Символ науки. 2016. № 5 (2).
  14. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Заработная плата учителей: произошли ли изменения? // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 5.
  15. Ковалькова О. А. Проект «Повышение уровня адаптации иностранных учащихся и их родителей к общеобразовательным учебным заведениям РФ» // Наука и образование сегодня. 2020. № 11 (58).
  16. Колчанов А. Л. Школьная среда как условие аккультурации детей-мигрантов (инофонов) на примере школы № 36 г. Перми // Глобус. 2019. № 7 (40).
  17. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Индивидуальный стиль образовательной деятельности школьника в контексте его субъектности // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35).
  18. Мохова Л. А., Сагоякова Н. Ф., Спирина Т. А. Социально-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9.
  19. Нижегородова М. Н. Использование нарративного подхода в профилактике профессионального выгорания педагогов // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3 (54).
  20. Омельченко Е. А. Адаптация детей-мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Этнодиалоги. 2015. № 1 (48).
  21. Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2.
  22. Проничева М. М. Прогнозирование риска развития эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9. № 3 (34).
  23. Рыбакова Н. А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (12).
  24. Рыбакова Н. А. Эмоциональная компетентность педагога: сущностная характеристика // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4.
  25. Сидорова Е. Ю., Олейник М. А., Геддис Е. В., Назаревская В. В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199.
  26. Смолянинова О. Г., Безызвестных Е. А. Развитие поликультурной компетентности современного педагога в контексте непрерывного поликультурного образования: опыт сибирского региона // Преподаватель: ХХI век. 2016. Т. 1. № 4.
  27. Толмашов А. Г. Культурно-языковые аспекты использования двуязычных учебных пособий на уроках математики в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83).
  28. Уша Т. Ю. Тестирование в поликультурной школе как средство языковой идентификации инофонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (28).

Author information

Ekaterina Vladimirovna Rybakova

PhD

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

About this article

Publication history

  • Received: December 10, 2021.
  • Published: February 28, 2022.

Keywords

  • школьники-мигранты
  • образовательная деятельность
  • образовательный процесс
  • социализация
  • межкультурная компетентность
  • самоактуализация педагога
  • образовательная политика
  • migrant schoolchildren
  • educational activities
  • educational process
  • socialisation
  • cross-cultural competence
  • teachers’ self-actualisation
  • educational policy

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)