• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Совершенствование и развитие образовательной деятельности школы в сфере работы с учащимися-мигрантами

Аннотация

Цель исследования - определить способы совершенствования образовательной деятельности современной школы, в которой наряду с российскими учащимися обучение проходят школьники-мигранты. В статье проведен детальный анализ текущего состояния школьного образования, включающего учащихся-мигрантов, и выявлены основные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. На основе полученных данных определены ключевые направления, требующие развития, и предложены новые способы совершенствования организации образовательного процесса по данным направлениям. Научная новизна состоит в представлении новых способов повышения уровня организации образовательного процесса, включающего учащихся-мигрантов, как в области методического обеспечения, так и в сфере распределения рабочей нагрузки и системы оплаты труда педагогов. В результате проведенного исследования в качестве первоочередных нововведений предлагаются следующие решения: разработка универсального школьного методического справочника по вопросам оптимальной организации образовательного процесса, включающего учащихся-мигрантов; создание общероссийского школьного электронного журнала для отображения образовательной траектории школьников-мигрантов; подготовка нескольких комплектов общероссийских билингвальных электронных учебников по всем предметам школьной программы; совместная разработка школой и вузами электронных интерактивных курсов русского как иностранного, учитывающих возрастные особенности обучающихся; создание системы оценки дополнительных временных затрат учителей на адаптацию образовательного процесса и более рациональное перераспределение рабочей нагрузки в педагогических коллективах; выработка принципов исчисления стимулирующих надбавок для отображения высокого уровня компетентности педагогов, работающих в классах, где наряду с российскими школьниками обучение проходят учащиеся-мигранты.

Источники

  1. Арефьев А. Л. Обучение детей из семей иностранных граждан в школах Москвы // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 5.
  2. Бабаян А. В. К вопросу о методологических подходах к социально-культурному проектированию // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 2.
  3. Бортникова Т. Г., Долженкова М. И. Формирование навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179.
  4. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Петрищева Г. П. Что же влияет на процесс ресоциализации детей-мигрантов в Красноярском крае? // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6.
  5. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Рыбакова Е. В. Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1.
  6. Гуань Бо. Использование электронного курса в обучении русскому языку начинающих (на примере китайских студентов) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2.
  7. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4.
  8. Дишкант Е. В., Парникова А. И. Формирование лингвосоциокультурной компетенции детей-мигрантов на занятиях элективного курса по русскому языку в 6 классе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11.
  9. Дорохова М. В., Свердлова Н. А. Изучение русского языка в условиях полилингвизма (на примере работы с учащимися-мигрантами в МОУ СОШ Иркутска) // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15. № 1.
  10. Дюжакова М. В. Реализация системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 3.
  11. Евсеева И. Г., Бабич А. А. Процесс интегрирования детей-мигрантов в новую культурную среду как объект научного дискурса // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2.
  12. Иванова Е. В. Особенности онлайн-работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки // Современное педагогическое образование. 2021. № 4.
  13. Изотикова И. Г. К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе // Символ науки. 2016. № 5 (2).
  14. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Заработная плата учителей: произошли ли изменения? // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 5.
  15. Ковалькова О. А. Проект «Повышение уровня адаптации иностранных учащихся и их родителей к общеобразовательным учебным заведениям РФ» // Наука и образование сегодня. 2020. № 11 (58).
  16. Колчанов А. Л. Школьная среда как условие аккультурации детей-мигрантов (инофонов) на примере школы № 36 г. Перми // Глобус. 2019. № 7 (40).
  17. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Индивидуальный стиль образовательной деятельности школьника в контексте его субъектности // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35).
  18. Мохова Л. А., Сагоякова Н. Ф., Спирина Т. А. Социально-педагогические условия адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9.
  19. Нижегородова М. Н. Использование нарративного подхода в профилактике профессионального выгорания педагогов // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3 (54).
  20. Омельченко Е. А. Адаптация детей-мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Этнодиалоги. 2015. № 1 (48).
  21. Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2.
  22. Проничева М. М. Прогнозирование риска развития эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9. № 3 (34).
  23. Рыбакова Н. А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (12).
  24. Рыбакова Н. А. Эмоциональная компетентность педагога: сущностная характеристика // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4.
  25. Сидорова Е. Ю., Олейник М. А., Геддис Е. В., Назаревская В. В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199.
  26. Смолянинова О. Г., Безызвестных Е. А. Развитие поликультурной компетентности современного педагога в контексте непрерывного поликультурного образования: опыт сибирского региона // Преподаватель: ХХI век. 2016. Т. 1. № 4.
  27. Толмашов А. Г. Культурно-языковые аспекты использования двуязычных учебных пособий на уроках математики в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83).
  28. Уша Т. Ю. Тестирование в поликультурной школе как средство языковой идентификации инофонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (28).

Информация об авторах

Рыбакова Екатерина Владимировна

к. пед. н.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • школьники-мигранты
  • образовательная деятельность
  • образовательный процесс
  • социализация
  • межкультурная компетентность
  • самоактуализация педагога
  • образовательная политика
  • migrant schoolchildren
  • educational activities
  • educational process
  • socialisation
  • cross-cultural competence
  • teachers’ self-actualisation
  • educational policy

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)