• Original research article
  • February 28, 2022
  • Open access

Professional Competence of Primary School Teachers Implementing Chess Education Programmes

Abstract

The paper aims to substantiate the need to define primary school teachers’ professional competence in order to improve the quality of chess education. The paper analyses various definitions of professional competence and its components, the particularities of chess education implementation in primary schools, the requirements for teachers, the experience of research and methodological support of teachers of universal chess education. Scientific novelty lies in shedding light on the content of the concept “professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes” and identifying the component composition of the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes. As a result, the author has defined the professional competence of primary school teachers implementing chess education programmes and has identified its constituent components.

References

  1. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
  2. Алифиров А. И., Михайлова И. В., Махов А. С. и др. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в Российской школе // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5.
  3. Аналитический отчет, включающий в себя анализ, обобщение и систематизацию отечественных и зарубежных научно-методических подходов к организации и проведению образовательных (массовых и индивидуализированных) программ для обучающихся игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2022. URL: https://rgsu.net/netcat_files/userfiles/31/events/event15/Prilozhenie%201.doc
  4. Андронова Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: дисс. … к. психол. н. Казань, 2000.
  5. Ахметзянов П. С. Анализ готовности педагогов начальных классов к внедрению учебной дисциплины «шахматы» в программу общеобразовательной школы // Перспективы науки. 2017. № 4 (91).
  6. Бабакова Т. А., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.
  7. Иконникова О. Н., Певицына Л. М. Научно-методическое сопровождение педагогов по физической культуре и шахматному всеобучу в Ростовской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47).
  8. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.
  9. Лукин Ю. А. Целеполагание в школьном шахматном образовании // От истоков идей Новой педагогики к феноменологии современной гуманизации педагогической теории и практики: материалы Всероссийских педагогических чтений, посвященных памяти профессоров С. В. Кульневича и В. И. Лещинского (г. Воронеж, 18 октября 2019 г.) / под ред. В. Шакуровой. Воронеж: Научная книга, 2019.
  10. Методическое сопровождение реализуемого в Югре курса «Шахматы - школе»: сборник методических рекомендаций: в 2-х ч. / сост. И. В. Долженко. Ханты-Мансийск, 2018. Ч. 2.
  11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  12. Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 1145/210 от 19.07.2016 г. 2016. URL: https://chesshmao.ru/wp-content/uploads/2017/04/Prikaz-ob-utverjdenii.pdf
  13. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Екатеринбург, 2011.
  14. Программа развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации: утверждена приказом Министерства спорта РФ от 12 марта 2021 г. № 157.
  15. Профессиональный стандарт педагога: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 544н.
  16. Рудинский И. Д., Давыдова Н. А., Петров С. В. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход. Изд-е 2-е, испр. / под ред. И. Д. Рудинского. М.: Горячая линия-Телеком, 2019.
  17. Руднянская Е. И. Профессиональная компетентность учителя в обучении младших школьников основам шахматной игры // Учебный год. 2018. № 4 (53).
  18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2013.
  19. Сухин И. Г. Шахматы - школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Обнинск: Духовное возрождение, 2019.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286

Author information

Olesya Vladimirovna Konevskikh

Surgut State University

About this article

Publication history

  • Received: January 4, 2022.
  • Published: February 28, 2022.

Keywords

  • профессиональная компетентность
  • педагог начальной школы
  • шахматное образование
  • научно-методическое сопровождение
  • начальная школа
  • professional competence
  • primary school teacher
  • chess education
  • research and methodological support
  • primary school

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)