• Original research article
  • February 28, 2022
  • Open access

Digital Media as a Means for Forming Foreign-Language Communicative Competence and Universal Skills in Students of Non-Linguistic Universities

Abstract

The study aims to shed light on the didactic potential of digital media in foreign language teaching in higher education. The paper examines the role that digital media play in the educational process, in the formation of foreign-language communicative competence, which involves the mastery of productive and receptive types of speech activity, as well as in the formation of universal skills in students of non-linguistic universities. The study is novel in that it is the first in Russian scientific discourse to classify digital educational media on the basis of functions that they perform in educational activities, as well as to correlate digital educational media with individual components of students’ foreign-language communicative competence and universal skills formed with their help. As a result of a comprehensive analysis, it has been proved that modern digital media are a didactic tool in the formation of foreign-language communicative competence and universal skills in students of non-linguistic universities, their inclusion in the educational process makes it possible to address a wide range of relevant tasks of modern higher education.

References

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2007.
  3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007
  5. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019
  6. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.
  7. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2016. № 4.
  8. Зыкова Н. В., Коновалова Л. В., Малинина Е. С., Ушакова Т. Н., Худякова О. Н. Совершенствование цифровых компетенций обучающихся вуза по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4. DOI: 10.30853/ped210076
  9. Кодрле С. В., Наумова Е. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе: опыт КубГУ (Россия и KIWI English Academy (Новая Зеландия)) // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 25 сентября 2021 г.). Краснодар, 2021.
  10. Колесниченко А. Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  11. Королева Н. Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. № 3.
  12. Кудрина Е. Л., Онучина К. К., Ярных В. И. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40).
  13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2000. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  14. Национальный проект РФ «Образование». 2019. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
  15. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30).
  16. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1993.
  17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2003.
  18. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. DOI: 10.26170/Р020-03-05
  19. Текеева М. Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дисс. … к. пед. н. Карачаевск, 2009.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) 3++. 2022. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24
  21. Фотиева И. В., Кирилин К. А. Медиаобразование как форма «цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).
  22. Шамшурин Д. А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2 (72). URL: https://research-journal.org/culture/cifrovye-media-kak-faktor-kulturnoj-globalizacii. DOI: 10.23670/IRJ.2018.72.6.036
  23. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: уч. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004.
  24. Laurillard D. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective Use of Learning Technologies. L., 2013. DOI: 10.4324/9781315012940

Author information

Svetlana Vyacheslavovna Kodrle

PhD

Kuban State University, Krasnodar

Anna Aleksandrovna Savchenko

PhD

Kuban State University, Krasnodar

About this article

Publication history

  • Received: January 4, 2022.
  • Published: February 28, 2022.

Keywords

  • цифровые медиа
  • иноязычная коммуникативная компетенция
  • универсальные умения
  • рецептивные виды речевой деятельности
  • продуктивные виды речевой деятельности
  • образовательные медиа
  • digital media
  • foreign-language communicative competence
  • universal skills
  • receptive types of speech activity
  • productive types of speech activity
  • educational media

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)