• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов

Аннотация

Цель исследования - раскрыть дидактический потенциал цифровых медиа в обучении иностранному языку в высшей школе. В статье рассматривается роль цифровых медиа в образовательном процессе, в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающей овладение продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности, а также в формировании универсальных умений студентов неязыкового вуза. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в российском научном дискурсе цифровые образовательные медиа классифицированы на основании функции, выполняемой ими в учебной деятельности, и соотнесены с формируемыми с их помощью отдельными составляющими иноязычной коммуникативной компетенции и универсальными умениями студентов. В результате проведенного комплексного анализа доказано, что современные цифровые медиа являются дидактическим инструментом в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов, их включение в учебный процесс позволяет решить широкий спектр актуальных задач современного высшего образования.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2007.
  3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007
  5. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019
  6. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.
  7. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2016. № 4.
  8. Зыкова Н. В., Коновалова Л. В., Малинина Е. С., Ушакова Т. Н., Худякова О. Н. Совершенствование цифровых компетенций обучающихся вуза по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4. DOI: 10.30853/ped210076
  9. Кодрле С. В., Наумова Е. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе: опыт КубГУ (Россия и KIWI English Academy (Новая Зеландия)) // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 25 сентября 2021 г.). Краснодар, 2021.
  10. Колесниченко А. Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  11. Королева Н. Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. № 3.
  12. Кудрина Е. Л., Онучина К. К., Ярных В. И. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40).
  13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2000. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  14. Национальный проект РФ «Образование». 2019. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
  15. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30).
  16. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1993.
  17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2003.
  18. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. DOI: 10.26170/Р020-03-05
  19. Текеева М. Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дисс. … к. пед. н. Карачаевск, 2009.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) 3++. 2022. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24
  21. Фотиева И. В., Кирилин К. А. Медиаобразование как форма «цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).
  22. Шамшурин Д. А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2 (72). URL: https://research-journal.org/culture/cifrovye-media-kak-faktor-kulturnoj-globalizacii. DOI: 10.23670/IRJ.2018.72.6.036
  23. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: уч. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004.
  24. Laurillard D. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective Use of Learning Technologies. L., 2013. DOI: 10.4324/9781315012940

Информация об авторах

Кодрле Светлана Вячеславовна

к. пед. н., доц.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Савченко Анна Александровна

к. филол. н.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • цифровые медиа
  • иноязычная коммуникативная компетенция
  • универсальные умения
  • рецептивные виды речевой деятельности
  • продуктивные виды речевой деятельности
  • образовательные медиа
  • digital media
  • foreign-language communicative competence
  • universal skills
  • receptive types of speech activity
  • productive types of speech activity
  • educational media

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)