• Original research article
  • May 23, 2022
  • Open access

Impact of Digitalisation on the Cognitive Functions of University Students in the Framework of Foreign Language Learning

Abstract

The aim of the study is to identify the impact of education digitalisation on the cognitive functions of students at the State University of Aerospace Instrumentation (SUAI) in the process of foreign language learning. The paper discusses the concepts of “education digitalisation”, “cognition of foreign language learning” and its impairments in the process of digitalisation for their further consideration in the development of comprehensive measures to exclude or reduce cognitive impairments in students when teaching a foreign language. Scientific novelty lies in describing students’ cognitive functions during digitalisation in the learning environment, as well as in developing comprehensive measures aimed at improving the efficiency of classroom work and extracurricular independent work during digitalisation. As a result, the author characterises the main issues of education digitalisation in the process of foreign language learning that affect students’ cognitive functions and suggests ways to eliminate these impairments.

References

  1. Алексеева И. С. Введение в переводоведение. М.: Академия, 2004.
  2. Багаутдинова Н. Г., Никулин Р. А. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации // Инновации. 2018. № 8.
  3. Баранова О. И. Педагогические технологии осмысления информации обучающимися в условиях цифровизации образования // Трансформация смыслов образования в условиях цифровизации общества: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 27-28 февраля 2020 г.). М., 2020. URL: https://www.kubsu.ru/sites/default/files/users/40492/portfolio/transformaciya_smyslov_obrazovaniya_v_usloviyah_cifrovizacii_obshchestva.pdf
  4. Вербицкий А. А. Цифровое обучение в системе контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 18-19 апреля 2019 г.) / отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж, 2019.
  5. Воронова Ю. А. Процесс цифровизации в современном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 1 (34).
  6. Дерябина С. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. 2019. № 4.
  7. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М. - СПб., 2001.
  8. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79.
  9. Звягинцева Н. Ю. Цифровые технологии - новый этап в реформировании высшего образования // Трансформация смыслов образования в условиях цифровизации общества: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 27-28 февраля 2020 г.). М., 2020. URL: https://www.kubsu.ru/sites/default/files/users/40492/portfolio/transformaciya_smyslov_obrazovaniya_v_usloviyah_cifrovizacii_obshchestva.pdf
  10. Левина Е. Ю. Когнитивная парадигма управления образовательными системами // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 2.
  11. Лисицына Л. С., Лямин А. В., Быстрицкий А. С., Мартынихин И. А. Проблема поддержки когнитивных функций в процессе электронного обучения // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2014. № 6 (94).
  12. Лысенко Н. Е. Развитие приемов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 6.
  13. Лысок И. В., Белов Д. П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 5 (142).
  14. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. 2019. URL: https://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/bb7/mr-telefony-v-obrazovatelnykh-org-_1_.pdf
  15. Нечаев В. В., Нечаева Н. В. Когнитивно-ментальная информационная деятельность человека // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2013. № 17.
  16. О внесении изменений в приложение к Положению о подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования: доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования от 11 декабря 2020 г. № 2079. URL: https://base.garant.ru/75048450
  17. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  18. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/?
  19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426
  20. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Лексис, 2003.
  21. Ремхе И. Н. Переводческий процесс в аспекте когнитивного моделирования: монография. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта, 2018.
  22. Родионова И. В. Модульное обучение в системе иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза // Научный руководитель. 2016. № 4 (16).
  23. Рослякова Н. И., Голубь М. С. Педагогическая интерпретация основных понятий теории профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 5.
  24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  25. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1.
  26. Цифровое образование: проблемы, пути решения: сб. мат. Всерос. науч.-практ. интернет-конференции (7 марта - 12 апреля 2019 г.). Самара, 2019. URL: https://samgk.ru/wp-content/uploads/2019/09/сборник-2019-Цифровое-образование-проблемы-пути-решения.pdf
  27. Шишаев М. Г. Методические основы когнитивных интерфейсов мультипредметных ИС // Труды Кольского научного центра Российской академии наук. 2015. № 3 (29).
  28. Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология) / под ред. И. П. Меркулова. М.: Канон +, 2004.
  29. 2020 SES International Report. 2021. URL: https://www.qilt.edu.au/surveys/student-experience-survey-(ses).
  30. Chirikov I., Semenova T., Maloshonok N., Bettinger E., Kizilcec R. F. Online Education Platforms Scale College STEM Instruction with Equivalent Learning Outcomes at Lower Cost // Science Advances. 2020. Vol. 6. Iss. 15. DOI: 10.1126/sciadv.aay5324

Author information

Alsu Sharifullaevna Gabdullina

State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: April 10, 2022.
  • Published: May 23, 2022.

Keywords

  • цифровизация образования
  • современная (цифровая) форма обучения
  • когнитивные функции
  • когнитивность
  • иноязычное обучение
  • education digitalisation
  • modern (digital) form of learning
  • cognitive functions
  • cognition
  • foreign language learning

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)