• Original research article
  • June 24, 2022
  • Open access

Professionally Oriented Tasks in Mathematics for Future Geography and Ecology Teachers

Abstract

The study aims to develop didactic means of teaching Mathematics to undergraduate students in the training programme 44.03.05 “Pedagogical Education”, programme specialisation “Geography. Ecological Tourism”. The paper considers the issue of introducing a set of professionally oriented mathematical tasks into the educational process of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University and provides methodological recommendations for their use. Scientific novelty of the study lies in identifying the types of mathematical tasks for future teachers, i.e. students in the educational programme specialisation “Geography. Ecological Tourism”, aimed at developing their professional competence. As a result of the study, the researcher has clarified the definition of professional orientation of training, has determined the feasibility of developing and using a set of mathematical tasks in the educational process that takes into account students’ educational programme specialisation, namely “Geography. Ecological Tourism”, and contributes to greater interest in Mathematics, has formulated the criteria for the selection of tasks included in the set.

References

  1. Аглиуллин И. Н., Кушниренко В. Н., Талызин В. А. Математика для географов. Казань: Казанский университет, 2016.
  2. Баврин И. И. Высшая математика для педагогических направлений. М.: Юрайт, 2020.
  3. Виноградова М. В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6.
  4. Губарь Л. Н., Попов Н. И. Межпредметные связи как основа формирования профессиональных компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills, при изучении студентами теории вероятностей и математической статистики // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2019. № 4.
  5. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993.
  6. Должикова А. В. Преемственность профессионально-ориентированного обучения математике в системе «общее среднее - высшее профессиональное образование» // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: сб. тр. IV Междунар. науч. конф. (г. Донецк, 29 октября 2019 г.). Донецк, 2019.
  7. Дорофеев А. В. Профессиональная направленность математической подготовки будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. Т. 1. № 10.
  8. Дорофеев А. В. Профессионально-педагогическая направленность в математическом образовании будущего педагога. М.: Флинта; Наука, 2012.
  9. Дроздова О. В. Характеристика и содержание понятия «профессиональная направленность на педагогическую профессию» // Научные стремления: молодеж. сб. науч. ст. / ООО «Лаборатория интеллекта»; Центр молодежных инноваций. Мн.: Энциклопедикс, 2015. Вып. 14.
  10. Ивина Н. А. Профессиональная направленность обучения математике // Актуальные вопросы современной педагогики: мат. XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019.
  11. Королев М. Ю. Методическая система обучения методу моделирования студентов естественнонаучных и математических направлений подготовки в педвузах : автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2012.
  12. Лосева Н. Н. Разнообразие моделей организации и проведения практических занятий по математическим курсам. Донецк: ДонНУ, 2005.
  13. Луканкин Г. Л. Научно-методические основы подготовки учителя математики в пединституте: автореф. дисс. … д. пед. н. Л., 1989.
  14. Маркушевич А. И. Комплексные числа и конформные отображения. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. Вып. 13.
  15. Матейко О. М., Таныгина А. Н. Высшая математика для географов: в 2-х ч. Мн.: БГУ, 2012. Ч. 1.
  16. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1986.
  17. Мухин А. Е. Профессионально-педагогическая направленность курса математического анализа в педагогическом институте и ее реализация путем формирования системы упражнений: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1986.
  18. Мышкис А. Д. О преподавании математики прикладникам // Математика в высшем образовании. 2003. № 1.
  19. Никаноркина Н. В., Алмазова Т. А. Использование профессионально-ориентированных задач в обучении математике студентов экономических вузов // Калужский экономический вестник. 2018. № 3.
  20. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) высшего образования: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): География. Экологический туризм. 2021. URL: https://syktsu.ru/upload/iblock/f19/qmbu9mrgqi6fj76x13o216ohn5u1j58y/OOP_44.03.05GET_31.03.2021.pdf
  21. Павлюченко Ю. В., Хассан Н. Ш. Высшая математика для гуманитарных направлений. М.: Юрайт, 2021.
  22. Пойа Д. Обучение через задачи // Математика в школе. 1972. № 3.
  23. Потоцкий М. В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М.: Просвещение, 1975.
  24. Примерная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций): одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
  25. Романенко Н. Е. Математическое моделирование как средство осуществления профессиональной направленности обучения студентов на гуманитарных направлениях подготовки вузов // Математика и математическое образование. Математика. Образование. Культура: сб. тр. IX Междунар. науч. конф. (г. Тольятти, 24-26 апреля 2019 г.). Тольятти: ТГУ, 2019.
  26. Саватеева Е. С. Повышение мотивации в изучении математики студентами гуманитарных направлений обучения // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мат. XLV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. А. Васинович. М., 2015. Вып. 12-2.
  27. Тестов В. А. О формировании профессиональной компетентности учителя математики // Сибирский учитель. 2007. № 6.
  28. Трунтаева Т. И. Гуманитарная и профессионально-ориентированная составляющие обучения математической логике будущих учителей математики // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. № 4.
  29. Туканова Л. Е. Профессионально-ориентированные задачи по высшей математике как средство формирования профессиональной творческой активности будущих инженеров // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2017.
  30. Худякова Г. И. Системообразующая роль принципа профессиональной направленности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4.
  31. Чиркова Л. Н. О смешанном обучении и его применении при изучении математики в вузе // Advanced Science. 2020. № 2.

Author information

Svetlana Vladimirovna Myasnikova

PhD

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

About this article

Publication history

  • Received: March 9, 2022.
  • Published: June 24, 2022.

Keywords

  • задачи профессиональной направленности по математике
  • будущие учителя географии и экологии
  • дидактические средства обучения математике
  • профессиональная компетентность
  • professionally oriented tasks in Mathematics
  • future Geography and Ecology teachers
  • didactic means of teaching Mathematics
  • professional competence

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)