• Научная статья
  • 24 июня 2022
  • Открытый доступ

Задачи профессиональной направленности по математике для будущих учителей географии и экологии

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке дидактических средств обучения математике студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с профилем «География. Экологический туризм». В статье рассмотрена проблема внедрения в учебный процесс Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина комплекта математических задач, имеющих профессиональную направленность, и даны методические рекомендации по их использованию. Научная новизна исследования заключается в определении типов задач по математике для студентов - будущих педагогов с профилем «География. Экологический туризм», направленных на развитие их профессиональной компетентности. В результате исследования сформулировано уточненное определение понятия профессиональной направленности обучения, выявлена целесообразность в разработке и использовании в учебном процессе комплекта математических задач, учитывающего профиль подготовки обучающихся, а именно «География. Экологический туризм», и способствующего активизации интереса к дисциплине «Математика», сформулированы критерии отбора задач, входящих в комплект задач.

Источники

  1. Аглиуллин И. Н., Кушниренко В. Н., Талызин В. А. Математика для географов. Казань: Казанский университет, 2016.
  2. Баврин И. И. Высшая математика для педагогических направлений. М.: Юрайт, 2020.
  3. Виноградова М. В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6.
  4. Губарь Л. Н., Попов Н. И. Межпредметные связи как основа формирования профессиональных компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills, при изучении студентами теории вероятностей и математической статистики // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2019. № 4.
  5. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993.
  6. Должикова А. В. Преемственность профессионально-ориентированного обучения математике в системе «общее среднее - высшее профессиональное образование» // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: сб. тр. IV Междунар. науч. конф. (г. Донецк, 29 октября 2019 г.). Донецк, 2019.
  7. Дорофеев А. В. Профессиональная направленность математической подготовки будущего педагога // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. Т. 1. № 10.
  8. Дорофеев А. В. Профессионально-педагогическая направленность в математическом образовании будущего педагога. М.: Флинта; Наука, 2012.
  9. Дроздова О. В. Характеристика и содержание понятия «профессиональная направленность на педагогическую профессию» // Научные стремления: молодеж. сб. науч. ст. / ООО «Лаборатория интеллекта»; Центр молодежных инноваций. Мн.: Энциклопедикс, 2015. Вып. 14.
  10. Ивина Н. А. Профессиональная направленность обучения математике // Актуальные вопросы современной педагогики: мат. XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019.
  11. Королев М. Ю. Методическая система обучения методу моделирования студентов естественнонаучных и математических направлений подготовки в педвузах : автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2012.
  12. Лосева Н. Н. Разнообразие моделей организации и проведения практических занятий по математическим курсам. Донецк: ДонНУ, 2005.
  13. Луканкин Г. Л. Научно-методические основы подготовки учителя математики в пединституте: автореф. дисс. … д. пед. н. Л., 1989.
  14. Маркушевич А. И. Комплексные числа и конформные отображения. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. Вып. 13.
  15. Матейко О. М., Таныгина А. Н. Высшая математика для географов: в 2-х ч. Мн.: БГУ, 2012. Ч. 1.
  16. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1986.
  17. Мухин А. Е. Профессионально-педагогическая направленность курса математического анализа в педагогическом институте и ее реализация путем формирования системы упражнений: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1986.
  18. Мышкис А. Д. О преподавании математики прикладникам // Математика в высшем образовании. 2003. № 1.
  19. Никаноркина Н. В., Алмазова Т. А. Использование профессионально-ориентированных задач в обучении математике студентов экономических вузов // Калужский экономический вестник. 2018. № 3.
  20. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) высшего образования: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): География. Экологический туризм. 2021. URL: https://syktsu.ru/upload/iblock/f19/qmbu9mrgqi6fj76x13o216ohn5u1j58y/OOP_44.03.05GET_31.03.2021.pdf
  21. Павлюченко Ю. В., Хассан Н. Ш. Высшая математика для гуманитарных направлений. М.: Юрайт, 2021.
  22. Пойа Д. Обучение через задачи // Математика в школе. 1972. № 3.
  23. Потоцкий М. В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М.: Просвещение, 1975.
  24. Примерная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций): одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
  25. Романенко Н. Е. Математическое моделирование как средство осуществления профессиональной направленности обучения студентов на гуманитарных направлениях подготовки вузов // Математика и математическое образование. Математика. Образование. Культура: сб. тр. IX Междунар. науч. конф. (г. Тольятти, 24-26 апреля 2019 г.). Тольятти: ТГУ, 2019.
  26. Саватеева Е. С. Повышение мотивации в изучении математики студентами гуманитарных направлений обучения // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мат. XLV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. А. Васинович. М., 2015. Вып. 12-2.
  27. Тестов В. А. О формировании профессиональной компетентности учителя математики // Сибирский учитель. 2007. № 6.
  28. Трунтаева Т. И. Гуманитарная и профессионально-ориентированная составляющие обучения математической логике будущих учителей математики // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. № 4.
  29. Туканова Л. Е. Профессионально-ориентированные задачи по высшей математике как средство формирования профессиональной творческой активности будущих инженеров // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2017.
  30. Худякова Г. И. Системообразующая роль принципа профессиональной направленности в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4.
  31. Чиркова Л. Н. О смешанном обучении и его применении при изучении математики в вузе // Advanced Science. 2020. № 2.

Информация об авторах

Мясникова Светлана Владимировна

к. пед. н., доц.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 марта 2022.
  • Опубликована: 24 июня 2022.

Ключевые слова

  • задачи профессиональной направленности по математике
  • будущие учителя географии и экологии
  • дидактические средства обучения математике
  • профессиональная компетентность
  • professionally oriented tasks in Mathematics
  • future Geography and Ecology teachers
  • didactic means of teaching Mathematics
  • professional competence

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)