• Original research article
  • February 28, 2023
  • Open access

Methodology of Teaching Multicomponent Japanese Characters to Future Specialists in the Field of East Asian Languages and Culture and Teachers Specialising in East Asian Studies

Abstract

The research aims to develop a methodology for memorising multicomponent ideographic signs of the Japanese language for teaching specialists in the field of East Asian languages and culture and teachers specialising in East Asian studies within the subject “Charactery”. The paper introduces real definitions and exercises for high-quality teaching of the compositional morphology of characters (glyphs) when training specialists in charactery. The scientific novelty of the research lies in developing a systematic classification of complex compositions of ideograms, which may include 2, 3, 4, 5, 6, 8 and 9 basic repeating elements (radicals) and a typology of complex ideographic compositions that must be taken into account in the practical methodology of Japanese language teaching. A set of exercises that can contribute to the creation of pedagogical conditions for professional training and retraining of specialists in the field of East Asian languages and culture has been elaborated. As a result, the researcher has identified the influence of the pedagogical process with the use of the original teaching methodology on the change in the self-consciousness of specialists in East Asian studies, has defined professional interest as a powerful motivating factor in personality development, has proved the positive influence of the implementation of an active form of special didactics on improving the level and quality of students’ training.

References

  1. Баграмова Н. В., Макаренко Л. А. Сфера иероглифической культуры изучающих китайский язык как иностранный // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2.
  2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Виненко В. Г. Методика преподавания в высшей школе: уч.-практ. пособие. Изд-е 1-е. М.: Юрайт, 2019.
  3. Богданова О. А. Редупликации китайских логограмм // Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность - XV: мат. науч.-практ. (заоч.) конф. молодых ученых, посвящ. 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и 30-летию Восточного института (г. Улан-Удэ, 10 мая 2022 г.) / науч. ред. С. Г. Ошоров. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, 2022.
  4. Ван Л. Применение когнитивной дидактики в обучении китайским иероглифам // Эпомен: филологические науки. 2022. № 3.
  5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: уч. пособие для студентов учреждений высш. проф. обр. Изд-е 7-е, стер. М.: Академия, 2013.
  6. Гуревич Т. М., Нечаева Л. Т. Преподавание японского языка в современной России // Российское японоведение сегодня: к 20-летию Ассоциации японоведов (г. Москва, 19 декабря 2014 г.). М.: Изд-во Института Дальнего Востока Российской академии наук, 2015.
  7. Ефимова С. К., Парникова Г. М. Трудности и особенности студентов языкового вуза при обучении японскому языку (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66).
  8. Кирюшина О. В. Рациональные приемы запоминания иноязычной лексики в системе профильной подготовки студентов вуза: теоретический и практический аспекты // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  9. Коряковцева Н. Ф. Роль иностранного языка в профессиональной подготовке современного специалиста // Современное лингвистическое образование: перспективы развития: коллективная монография. М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2018.
  10. Кутафьева Н. В. Способы выражения категории количества: редупликация (на материале японского языка) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2.
  11. Михалькова Н. В. Когнитивные модели редупликации графем иероглифических знаков китайского языка // LXXV Герценовские чтения. Иностранные языки: сб. науч. ст. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 14-15 апреля 2022 г.) / под ред. Т. И. Воронцовой, Н. Ю. Зайцевой. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2022.
  12. Орешкова Н. Л. Методические аспекты лингвокультурологического анализа китайской иероглифической письменности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2022. № 3.
  13. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности. М. - СПб.: Нестор-История, 2020.
  14. Парникова Г. М. Основные направления развития методики преподавания иностранных языков в вузах // Педагогическое образование в России. 2017. № 2.
  15. Песчанская Е. В. Способы выражения добрых пожеланий в традиционных и нетрадиционных китайских орнаментах // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78).
  16. Плискина В. Н. Русские переводчики из Харбина // Культура и наука Дальнего Востока. 2019. № 1 (26).
  17. Северина В. Ф., Новоселова А. А. Применение продуктивных образовательных технологий в процессе развития продуктивного учебного взаимодействия при обучении иностранному языку // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2.
  18. Сериков В. В., Буримская Д. В. Особенности языковой подготовки специалиста в условиях трансформации профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87).
  19. Сорокина С. И. Методика преподавания китайской иероглифической письменности: проблема понимания строения и написания иероглифа // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: мат. VII междунар. науч.-практ. онлайн-конф. студентов и молодых учёных (г. Мытищи, Гомель, Москва, Санкт-Петербург, Минск, Речица, 16 марта 2022 г.). М.: Изд-во Московского государственного областного университета, 2022.
  20. Стрельников И. А. Введение в иероглифику японского языка. Иероглифические ключи: уч. пособие для студентов очной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» (профиль «Мировая экономика»), по специальности 38.05.02 «Таможенное дело»: в 3-х ч. Хабаровск: Изд-во Хабаровского государственного университета экономики и права, 2022. Ч. 1-3.
  21. Стрельников И. А., Стрельникова Н. В. Мнемотехнические подходы в обучении иероглифическим ключам (радикалам) идеографической письменности Японии и Китая // Новые формы производства и предпринимательства в координатах неоиндустриального развития экономики: сб. ст. по мат. междунар. науч.-практ. оч., заоч. конф. (г. Хабаровск, 21 февраля 2020 г.) / отв. за вып. Т. С. Бойко, Н. С. Фролова. Хабаровск: Изд-во Хабаровского государственного университета экономики и права, 2020.
  22. Тимкина Ю. Ю., Михайлова Ю. В. Развитие навыков письма в процессе иноязычной подготовки в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28).
  23. Jin J., Fang Z. A Comparative Study on Reduplication in English and Chinese // Proceedings of the 2019 5th International Conference on Humanities and Social Science Research (ICHSSR 2019). Amsterdam - P.: Atlantis Press, 2019.
  24. Khashimova S. A. On the Concept of Reduplication in Linguistics // International Journal of Current Science Research. 2022. Vol. 5. No. 5.
  25. 馬場雄二. この字なんの字, 不思議な漢字. 東京都: 大修館書店, 2011年 (Баба Юдзи. Что за иероглифы эти странные знаки? Токио: Тайсю:кан-сётэн, 2011).
  26. 松井庄左衛門. 四民童子字尽安見. 江戸, 1716年 (Мацуи Сёдзаэмон. Элементарный справочник по иероглифике для детей всех четырех сословий. Эдо, 1716).

Author information

Igor Anatolevich Strelnikov

Khabarovsk State University of Economics and Law

About this article

Publication history

  • Received: January 9, 2023.
  • Published: February 28, 2023.

Keywords

  • многокомпонентный иероглиф
  • обучение японскому языку
  • редупликация
  • мультипликация
  • морфограмма
  • обучение композиционной морфологии иероглифов
  • multicomponent character
  • Japanese language teaching
  • reduplication
  • multiplication
  • morphogram
  • teaching compositional morphology of characters

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)