• Original research article
  • April 28, 2023
  • Open access

Conceptual model for the process of professional training of a computer science teacher for instructional design in a digital educational environment

Abstract

The study aims to build a conceptual model for the process of professional training of a future computer science teacher for the development and implementation of projects in a digital educational environment. The paper presents the general ideas of how to organise project activities in a digital educational environment. The scientific novelty lies in elaborating the basic requirements for the process of forming the skills of projects development and implementation of a future computer science teacher, taking into account the general theory of project management, digital technological capabilities, providing favourable conditions for the implementation of educational effects of project activities. The main results are represented by a list of proposals on the need for a set of measures designated as part of the components of the model for the process of professional training of a future computer science teacher for project activities in the context of education digitalisation.

References

  1. Асадуллин Р. М., Дорофеев А. В., Левина И. Р. Диагностика цифровых компетенций педагога // Педагогика и просвещение. 2022. № 1.
  2. Безрукова B. C. Педагогика. Екатеринбург, 1994.
  3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  4. Белолобова А. А. Сетевая проектная деятельность и цифровые инструменты для ее реализации // Открытое образование. 2020. № 24 (4). https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-22-31
  5. Бершадская М. Д., Серова А. В., Чепуренко А. Ю., Зима Е. А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-38-50
  6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  7. Богословский В. И., Бусыгина А. Л., Аниськин В. Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-11301
  8. Бондаревская Р. С. Становление проектной деятельности педагога в процессе непрерывного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2010. № 16 (1).
  9. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровая образовательная среда школы как основа формирования цифровой грамотности школьников // Педагогика информатики. 2021. № 1.
  10. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Григорян К. М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.
  11. Быстрова Н. В., Уракова Е. А., Корнусова В. М. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2.
  12. Везетиу Е. В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1.
  13. Гамидов Л. Ш., Мартазанов Х. М., Алиева Р. Р. Организация проектной деятельности со студентами // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10142
  14. Горбунова Н. В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2.
  15. Гусарова Е. Н., Булавацкая Е. В. Технология развития навыков проектной деятельности педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8.
  16. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.
  17. Зайцева С. А., Смирнов П. В. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 5 (1).
  18. Иванов М. А., Елегяева П. П. Формирование информационной компетентности обучающихся посредством проектной технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4.
  19. Кармаев А. А., Ким С. В., Олейник В. И. Преемственность основного и дополнительного образования в проектной деятельности школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3 (75).
  20. Кирикова З. З., Тарасюк О. В. Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования // Образование и наука. 2003. № 3.
  21. Кошелева Ю. П. Проектная деятельность как условие развития педагогической деятельности в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 8 (747).
  22. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р., Савина К. С. Организация проектной деятельности студентов в рамках цифровой образовательной среды ОПОП // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2.
  23. Круподерова К. Р., Барсук Н. С., Бойко А. В. Использование сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1.
  24. Круподерова К. Р., Зайцева М. Р., Тимофеева К. О. Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4.
  25. Мокляк Д. С., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. Проектная деятельность студентов как основа продуктивного обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 5.
  26. Носкова Т. Н., Козина Н. Д. Цифровая среда поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование» в высшей школе // Terra Linguistica. 2021. № 12 (3). https://doi.org/10.18721/JHSS.12307
  27. Панфилов М. А. Проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности // Интеграция образования. 2005. № 1-2.
  28. Пластинин А. В., Иродова И. А. Проектная деятельность школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий как средство достижения образовательных результатов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112).
  29. Попова Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836).
  30. Радевский А. В. Особенности организации проектной деятельности школьников с применением веб-сайта на уроках информатики // Человек и образование. 2022. № 2. https://doi.org/10.54884/S181570410020702-7
  31. Рахимова А. Э., Ратнер Ф. Л. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-98-100
  32. Сайфуллина Г. М. Особенности психолого-педагогического проектирования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3 (7).
  33. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2
  34. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: уч. пос. М.: Юрайт, 2019.
  35. Филимонюк Л. А. Педагогическое проектирование и технология обучения студентов педагогическому проектированию // Наука. Инновации. Технологии. 2005. № 40.
  36. Филимонюк Л. А. Педагогическое проектирование как индивидуальная и коллективная деятельность // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № 2.
  37. Хрусталева Н. В., Логинов А. Н., Логинова Д. Н. Применение аддитивных технологий в проектной деятельности студентов педагогических вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 8.
  38. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63).
  39. Юсупов В. З. Источники, методологические основы и понятийный аппарат проектного управления в педагогическом менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. https://doi.org/10.17805/trudy.2018.4.2
  40. Яковлева Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования М.: АТиСО, 2002.
  41. Aksela M., Haatainen O. Project-Based Learning (PBL) in Practise: Active Teachers’ Views of Its Advantages and Challenges // Integrated Education for the Real World: 5th International STEM in Education Conference Proceedings. Brisbane, 2019.
  42. Denuga D. D., Nkengbeza D. Pre-Service Teachers Experience In Project-Based Learning Approach: A Case Study of Two Campuses of the University of A (UNA) // Open Journal of Social Sciences. 2022. No. 10 (4).
  43. Farrow J., Schneider Kavanagh S., Samudra P. Exploring Relationships between Professional Development and Teachers’ Enactments of Project-Based Learning // Education Sciences. 2022. No. 12 (4).
  44. Saad A., Zainudin S. A Review of Project-Based Learning (PBL) and Computational Thinking (CT) in Teaching and Learning // Learning and Motivation. 2022. No. 78.

Author information

Tatiana Alekseevna Boronenko

Dr

Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg

Vera Sergeevna Fedotova

PhD

Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: March 5, 2023.
  • Published: April 28, 2023.

Keywords

  • проектная деятельность
  • цифровая образовательная среда
  • учитель информатики
  • педагогическое проектирование
  • project activities
  • digital educational environment
  • computer science teacher
  • instructional design

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)