• Original research article
  • September 15, 2023
  • Open access

Foreign language education in the formation of students’ civic identity in the Russian pre-revolutionary gymnasium of the 19th and the early 20th century

Abstract

The research aims to actualise the experience of foreign language education in the formation of students’ civic identity in the Russian gymnasium of the 19th and the early 20th century from the historical and axiological perspective. Taking into account the principle of historical and temporal correction, the author correlates the conceptual fields of basic research terms and considers axiology from the state, stratum, educational and personal standpoints. On the basis of the modern terminological apparatus and taking into account the regulatory requirements for the implementation of the principle of historical and temporal correction, the paper presents the experience of civic identity formation in the pre-revolutionary Russian gymnasium in the “Foreign language” subject. The scientific novelty lies in identifying the value orientations relevant to the current educational situation: foreign language education in its axiological aspect, exposure to the works of world literature in the original, in-depth reading as the basis of reading literacy, which will help to organise the process of civic identity formation in a modern mainstream school on the basis of the best retrospective practices. The research findings amount to comprehending and analysing the process of civic identity formation by means of a foreign language in the 19th and the early 20th century in order to improve civic identity formation within the framework of foreign language education at the modern mainstream school.

References

  1. Беляев В. И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. № 6.
  2. Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) // Иностранные языки в школе. 2009. № 1.
  3. Булыгина М. В. Книги и чтение в иноязычном образовании дореволюционной зауральской гимназии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 1.
  4. Водовозов В. И. Древние языки в гимназии. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.
  5. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6.
  6. Гальскова Н. Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. № 9.
  7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005.
  8. Геворгян А. Г. Преподавание иностранных языков в высших учебных заведениях Российской империи // Гуманитарные науки на службе развития сельского хозяйства и АПК: мат. нац. науч.-практ. конф. научно-педагогических работников и аспирантов, приуроченной к 20-летию гуманитарно-правового факультета. Воронеж, 2021.
  9. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Интердиалект, 1997.
  10. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. 2015. № 1 (1444).
  11. Гусевская Н. Ю. Иноязычное образование как историко-образовательный феномен // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогические науки». 2011. № 5 (40).
  12. Днепров Э. Д. О разработке методологических, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики // Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг.: сб. науч. тр. / под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М., 1985.
  13. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / cост. М. В. Богуславский. М.: Педагогический поиск, 2000.
  14. Дуринова Г. В. Наброски к истории социально-политического понятия «гражданин» и вопрос о происхождении общества // Векторы развития современной России. От формирования ценностей к изобретению традиций: мат. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. М., 2014.
  15. Дуринова Г. В. Слово как объект исторической семантики: «гражданин» и «общество» в русском языке второй половины XVIII – первой трети XIX вв.: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2015.
  16. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.: историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987.
  17. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2.
  18. Ковешникова О. Т. Гражданское самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам: автореф. дисс. … к. пед. н. Волгоград, 2013.
  19. Константинов H. A. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.). М., 1947.
  20. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
  21. Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2002.
  22. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002.
  23. Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2001. № 5.
  24. Пассов Е. М. Методика как теория и технология иноязычного образования. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010.
  25. Санина А. Г. Конструирование гражданской идентичности: подход с позиции акторно-сетевой теории // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 4.
  26. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.
  27. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1993.
  28. Синагатуллин И. М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // Иностранные языки в школе. 2002. № 1.
  29. Сысоев В. П. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.
  30. Тимофеев Д. В. Взаимосвязь понятий «гражданин», «гражданское общество», «государство» в российской публицистике и законодательстве конца XVIII – начала XIX века // Документ. Архив. История. Современность. 2010. № 11.
  31. Филоненко Т. В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX – первой трети XX вв.: автореф. дисс. … д. ист. н. Воронеж, 2004.
  32. Христофорова Н. В. Российские гимназии XVIII-XX веков. На материале г. Москвы. М.: ГЛК, 2001.
  33. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. СПб.: КАРО, 2003.
  34. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 1.
  35. Шупаев А. В. Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73-2.
  36. Шухат И. Н., Кохичко А. Н. Формирование российской гражданской идентичности школьников как педагогический процесс // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4.
  37. Юшин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дисс.. к. соц. н. Тула, 2007.

Funding

The reported study was carried out with the financial support of research works on priority areas of activity of the partner universities, the South Ural State Humanitarian Pedagogical University and the Shadrinsk State Pedagogical University, in 2023 on the topic “Intercultural comparative approach in the formation of students’ Russian civic identity in the process of foreign language teaching” (No. 16-350 dated May 26, 2023).

Author information

Margarita Victorovna Bulygina

PhD

Shadrinsk State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: August 3, 2023.
  • Published: September 15, 2023.

Keywords

  • иноязычное образование
  • классические (древние) и новые иностранные языки
  • гражданская идентичность
  • дореволюционная гимназия
  • аксиологически значимый опыт
  • foreign language education
  • classical (ancient) and new foreign languages
  • civic identity
  • pre-revolutionary gymnasium
  • axiologically significant experience

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)