• Original research article
  • March 11, 2024
  • Open access

Peculiarities of cognitive attitudes formation among military academy cadets through the didactic potential of intellectual-cognitive games

Abstract

The aim of the article is to show how cognitive attitudes are formed among military academy cadets through didactic intellectual-cognitive games. The authors highlight the importance and necessity of enhancing and developing the mindset towards the values of cognitive activities in cadets within the pedagogical process as a crucial element in preparing them for future military-professional activities. The research is novel in that it is the first to demonstrate that the formed cognitive attitudes serve as the basis for the successful professional and personal development of military personnel, leading to achieving a high level of professionalism and competence. As a result, the study identifies the criteria and levels of cognitive attitudes formation among cadets; clarifies the notion of a cognitive attitude, outlines the factors influencing the formation of cognitive attitudes, reveals the advantages of using interactive teaching methods in the architectonics of modern educational space, and highlights the didactic potential of intellectual-cognitive games in shaping cognitive attitudes among cadets.

References

  1. Айпара Д. К. Использование интерактивных методов обучения для развитие интеллектуальных способностей студентов // Academic research in educational sciences. 2022. № 8.
  2. Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Insight. 2023. № 2 (14).
  3. Блонский Л. В. Интеллектуальная игра как фактор формирования гармонично развитой личности студента вуза: на примере чемпионатов по «Что? Где? Когда?» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5.
  4. Бободжанова С. Р. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия «Гуманитарные науки». 2023. № 2 (75).
  5. Боева О. М. Педагогический феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1.
  6. Ванчурова С. В., Соловьева Н. Н. Понятие «профессионально-познавательный интерес» // Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98).
  7. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1996.
  8. Ганжа А. О., Зотов А. А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. 2002. № 3.
  9. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3 (27).
  10. Грибова Е. П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4.
  11. Добрыдина Т. И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов в современной социально-экономической ситуации: автореф. дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2004.
  12. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
  13. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: ИПЛ, 1986.
  14. Зоткина Т. А. Диагностика познавательного интереса курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019a. Т. 8. № 1 (26).
  15. Зоткина Т. А. Развитие познавательного интереса курсантов средствами иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019b. Т. 8. № 2 (27).
  16. Кабыткина И. Б. Познавательная активность студентов: проблемы и пути повышения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108).
  17. Костюшина Е. В. Развитие познавательной активности у обучающихся вуза в учебной деятельности // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 1.
  18. Кублицкая Ю. Г. Критерии и показатели сформированности познавательной компетентности учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 5.
  19. Кублицкая Ю. Г. Развитие познавательной компетентности будущих педагогов профессионального обучения: дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2018.
  20. Кусжанова А. Ж. Проблемы классификации и взаимодействия интересов // Credo new. 2000. № 5.
  21. Ларина Н. А. Развитие познавательного интереса студентов вуза // Grand Altai Research & Education. 2019. Вып. 1.
  22. Лобашев В. Д. Интерактивные методы обучения в подготовке преподавателя профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2023. Вып. 78. Ч. 4.
  23. Майорова Н. В. Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3.
  24. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008.
  25. Петунин О. В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: автореф. дисс. … д. пед. н. Кемерово, 2010.
  26. Родин В. Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
  27. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
  28. Смирнов В. Ю. История изучения познавательной активности в 60-80-е гг. XX в. // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25).
  29. Татаринцева А. В. Развитие познавательного интереса школьников через работу в творческих мастерских на уроках математики: маг. дисс. Тюмень, 2019.
  30. Татарко К. И. Понятие социальной установки в системе научного знания социальной психологии // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018. № 2.
  31. Тимофеева Е. В. Технология формирования познавательной активности учащихся и студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1.
  32. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.
  33. Хусаинова С. В., Устюжина О. Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения // Теория и практика современной науки. 2021. № 10 (76).
  34. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  35. Шедина С. В., Терёшина Н. С. Традиционное и интерактивное обучение: особенности применения методов в учебном процессе // Эпоха науки. 2022. № 32.
  36. Шонин М. Ю. О формировании познавательного интереса в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1.
  37. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 2006.

Author information

Svetlana Andreevna Ponomareva

PhD

Branch of the Military Academy of Logistics, Penza

Olga Vladimirovna Evdokimova

PhD

Branch of the Military Academy of Logistics, Penza

Ekaterina Vladimirovna Guseva

PhD

Branch of the Military Academy of Logistics, Penza

Pavel Pavlovich Lavrov

Branch of the Military Academy of Logistics, Penza

About this article

Publication history

  • Received: December 19, 2023.
  • Published: March 11, 2024.

Keywords

  • познавательные установки
  • активизация познавательной деятельности
  • познавательный интерес
  • курсанты
  • военно-профессиональная деятельность
  • cognitive attitudes
  • enhancement of cognitive activities
  • cognitive interest
  • cadets
  • military-professional activities

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)