• Original research article
  • March 22, 2024
  • Open access

The paradigmatic correlation of teaching methods in contemporary higher education pedagogy

Abstract

The aim of the study is to identify and systematize the paradigmatic correlation of teaching methods for practical use by modern educators in universities. The article identifies and examines the prevailing pedagogical paradigms in the contemporary educational environment, specifically the technocratic, person-centered, and competency-based paradigms. It describes the characteristics of modern teaching methods in relation to pedagogical paradigms and provides recommendations to university teachers on consciously choosing instructional constructs for the educational process. The scientific novelty of the research lies in attempting for the first time to systematize and logically structure the correlation of teaching methods used by i university teachers with modern pedagogical paradigms. As a result of the study, more or less rigid paradigmatic connections of modern instructional constructs have been identified, with some teaching methods being "linked" to one paradigm, while others are associated with two pedagogical paradigms.

References

  1. Агапова Н. Г. Полипарадигмальность как характеристика образования в истории культуры // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 1 (30).
  2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2000.
  3. Аршинов В. И. На пути к синергетической картине мира // Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления: мат. 1-й междунар. науч.-практ. конф. М.: Проспект, 2004. Т. 3. Ч. 1.
  4. Багирова И. Х., Бурыхин Б. С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 3 (19).
  5. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005.
  6. Бельдей В. А. Современные парадигмы субъективности: дисс. … к. филос. н. СПб., 1996.
  7. Василенко В. Г. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей школе // Вестник Российской международной академии туризма. 2014. № 1.
  8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  9. Володина О. В. Полипарадигмальные обоснования современного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (111).
  10. Воронина М. В. «Перевёрнутый» класс – инновационная модель обучения // Открытое образование. 2018. № 5.
  11. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005.
  12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  13. Деревянкина О. М. Влияние парадигмального самоопределения педагогов на образовательный процесс вуза // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_05_10
  14. Деревянкина О. М. Применение дискуссии во время лекционных занятий в высшей школе // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2.
  15. Деревянкина О. М. Применение проблемно-полевых кейсов во время проведения лекционных занятий для студентов вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3.
  16. Жадько Н. В. Технология интенсивного бизнес-обучения (тренинга): учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ун-та, 2012.
  17. Жадько Н. В. Технология интенсификации групповой работы в процессе бизнес-обучения // Образование и наука. 2010. № 7 (75).
  18. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  19. Калимуллин Р. Р. Технология «Перевернутый класс». 2016. https://xn--80aqafgbagmva5b.xn--p1ai/uchitelskaya/texnologiya-smeshannogo-obucheniya/texnologiya-perevernutyij-klass.html
  20. Кларин М. В. Дискуссия в обучении: живая и виртуальная // Школьные технологии. 2015. № 1.
  21. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. М.: Луч, 2016.
  22. Клименко Е. В., Пилипец Л. В. Проблемное обучение: информационные технологии при разрешении парадоксов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1.
  23. Климкина В. М., Кондратьева Г. А. Современные методы обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в вузе // Огарёв-Online. 2016. № 10 (75).
  24. Козлова Н. М., Ковалева Л. П., Кузьмин М. Ю. Ролевые игры как инновационный метод обучения студентов // Сибирский медицинский журнал. 2010. № 7.
  25. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  26. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005.
  27. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. М.: УРАО, 2001.
  28. Кострова Е. С. Формирование метапредметных результатов в старшей школе через внедрение технологии «Перевёрнутый класс» // Электронный научно-методический журнал Костромского областного института развития образования. 2018. № 48 (3).
  29. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Парадигма науки и тенденции развития образования // Педагогика. 2007. № 1.
  30. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
  31. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  32. Львов Л. В. Проектирование образовательных систем на полипарадигмальной основе: методологический аспект // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05).
  33. Макеева С. Н. Кейс-метод в исследовании методической компетенции учителя иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-3 (59).
  34. Макусева Т. Г. Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 1.
  35. Маланов И. А. Понятие «Образовательное пространство» как педагогическая категория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1.
  36. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем: хрестоматия / сост. Е. А. Мухортова. М.: АНО ПЭБ, 2008.
  37. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1985.
  38. Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005.
  39. Оконь В. Основы проблемного обучения / пер. с польск. М.: Просвещение, 1968.
  40. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: краткий терминологический словарь / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., каф. рус. яз., каф. методики технологии и предпринимательства. М.: Компания Спутник+, 2006.
  41. Петрова В. Ф. Дискуссионные стратегии в системе персонифицированного обучения студентов // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38).
  42. Пономарев Р. Е. Образование и образовательное пространство // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 1.
  43. Прикот О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб., 1995.
  44. Разуваева Т. А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ // Вестник Костромского государственного университета. 2010. № 1.
  45. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2016.
  46. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1.
  47. Сериков В. В. Лекция 5. Личностно-развивающее образование: педагогическая теория и практика // Сериков В. В. Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004.
  48. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8.
  49. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991.
  50. Смольская В. Ю. Применение дискуссионных методов обучения в вузе. 2013. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/smolskaia.pdf
  51. Сорокоумова Г. В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 5 февраля 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
  52. Старикова О. Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: автореф. дисс. … д. пед. н. Краснодар, 2011.
  53. Сухенко Н. В. Ролевая игра как метод обучения в вузе на примере дисциплины «Современная пресс-служба» // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 4.
  54. Тестов В. А. О понятии педагогической парадигмы // Образование и наука. 2012. № 9 (98).
  55. Тихонова Н. В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2 (127).
  56. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.
  57. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технологии // Биология в школе. 1994. № 5.
  58. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.
  59. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. №
  60. Щедровицкий П. Г. Материалы к программе разработки «Технологий мышления». М.: Буки Веди, 2021. Вып. 3.
  61. Юданова А. О современных методах обучения. 2017. https://pedsovet.org/article/o-sovremennyh-metodah-obucenia
  62. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.
  63. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы: монография. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004.
  64. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Eugene – Alexandria: International Society for Technology in Education, 2012.
  65. Goldschmidt В., Goldschmidt M. L. Modular Instruction in Higher Education: A Review. Montreal: McGill Univ., Center for Learning and Development, 1972.
  66. Russell J. D. Modular Instruction: A Guide to the Design, Selection, Utilization, and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis: BPC, 1974.

Author information

Olga Mikhailovna Derevyankina

University “Synergy”, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: February 5, 2024.
  • Published: March 22, 2024.

Keywords

  • педагогическая парадигма
  • парадигмальная идентификация педагога
  • метод обучения
  • операциональные показатели педагогических парадигм
  • pedagogical paradigm
  • teacher's paradigmatic identification
  • teaching method
  • operational indicators of pedagogical paradigms

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)