• Original research article
  • May 23, 2024
  • Open access

Development of cognitive interest in philosophy among cadets in the educational space of a military university through interactive teaching methods

Abstract

The purpose of the article is to reveal the peculiarities of the development of cognitive interest in philosophy as an important condition for improving the quality of training among cadets of a military university through the didactic potential of interactive teaching methods. The authors actualize the significance within the pedagogical process of increasing cognitive interest in philosophical knowledge in the architecture of the modern military educational space as an important block in the educational activities of cadets. Scientific novelty of the research: for the first time, it is shown that interactive teaching methods as problem-reflexive models are the basis for the development of cognitive interest in philosophy as the quintessence of the humanities in an engineering and technical university. As a result of the research, the concept of “cadets’ cognitive interest” is specified; the components, levels, and sources of the development of cognitive interest are highlighted; the didactic potential of using interactive teaching methods in the process of increasing the level of cadets' cognitive interest in philosophy is revealed.

References

  1. Айпара Д. К. Использование интерактивных методов обучения для развитие интелектуальных способностей студентов // Academic Research in Educational Sciences. 2022. № 8 (3).
  2. Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Insight. 2023. № 2 (14).
  3. Блонский Л. В. Интеллектуальная игра как фактор формирования гармонично развитой личности студента вуза: на примере чемпионатов по «Что? Где? Когда?» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5.
  4. Бободжанова С. Р. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2023. № 2 (75).
  5. Боева О. М. Педагогическим феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1.
  6. Ванчурова С. В., Соловьева Н. Н. Понятие «профессионально-познавательный интерес» // Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98).
  7. Гусева Е. А., Панфилова М. И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2.
  8. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
  9. Зоткина Т. А. Диагностика познавательного интереса курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26).
  10. Кондратьева С. Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. 2018. № 2.
  11. Кузёма Т. Б. Психолого-педагогические условия для эффективной реализация фасилитативного метода «Займи позицию» при организации бинарной лекции // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  12. Лобашев В. Д. Интерактивные методы обучения в подготовке преподавателя профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.
  13. Малахова Е. В. Задачи и проблемы преподавания философии в современной системе высшего образования // Вестник Российского экономического университета имени им. Г. В. Плеханова. 2016. № 4 (88).
  14. Мелоян В. Г., Бегларян М. Е. Case-study как эффективная технология обучения юристов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4.
  15. Мелоян В. Г., Бегларян М. Е., Лузин А. И. История разработки и использования кейс-метода в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2.
  16. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009.
  17. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2019.
  18. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008.
  19. Пономарёва С. А. Об основных принципах преподавания философии в системе военного вузовского образования // Драгомировские образовательные чтения: сборник научных статей по материалам III международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. Вып. 3 / отв. ред. И. И. Грачёв.
  20. Пономарёва С. А., Евдокимова О. В., Гусева Е. В., Лавров П. П. Особенности формирования у курсантов военного вуза познавательных установок посредством дидактического потенциала интеллектуально-познавательных игр // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3.
  21. Родин В. Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
  23. Старикова Л. Д., Модестова Е. А. Метод кейсов в высшей школе // Инновационная наука. 2023. № 6-2.
  24. Татаринцева А. В. Развитие познавательного интереса школьников через работу в творческих мастерских на уроках математики: маг. дисс. Тюмень, 2019.
  25. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрист, 2007.
  26. Хусаинова С. В., Устюжина О. Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения // Теория и практика современной науки. 2021. № 10 (76).
  27. Шедина С. В., Терёшина Н. С. Традиционное и интерактивное обучение: особенности применения методов в учебном процессе // Эпоха науки. 2022. № 32.
  28. Шонин М. Ю. О познавательном интересе в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1.
  29. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1972.
  30. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006.

Author information

Svetlana Andreevna Ponomareva

PhD

Branch of the Military Academy of Logistics (Penza)

Victoria Andreevna Guseva

National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk

About this article

Publication history

  • Received: April 5, 2024.
  • Published: May 23, 2024.

Keywords

  • познавательный интерес к философии
  • познавательный интерес курсантов
  • интерактивные методы обучения
  • военное образовательное пространство
  • военный инженерно-технический вуз
  • cognitive interest in philosophy
  • cognitive interest of cadets
  • interactive teaching methods
  • military educational environment
  • military engineering and technical university

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)