• Научная статья
  • 23 мая 2024
  • Открытый доступ

Развитие познавательного интереса к философии у курсантов в образовательном пространстве военного вуза посредством интерактивных методов обучения

Аннотация

Цель статьи – раскрыть особенности развития познавательного интереса к философии как важного условия для повышения качества обучения среди курсантов военного вуза посредством дидактического потенциала интерактивных методов обучения. Авторы актуализируют значимость в рамках педагогического процесса повышения познавательного интереса к философскому знанию в архитектонике современного военного образовательного пространства как важному блоку в учебной деятельности курсантов. Научная новизна исследования: впервые показано, что интерактивные методы обучения как проблемно-рефлексивные модели являются основой для развития познавательного интереса к философии как квинтэссенции гуманитарных наук в инженерно-техническом вузе. В результате исследования уточнено понятие «познавательный интерес курсантов»; выделены компоненты, уровни и источники развития познавательного интереса; раскрыт дидактический потенциал использования интерактивных методов обучения в процессе повышения уровня познавательного интереса к философии у курсантов.

Источники

  1. Айпара Д. К. Использование интерактивных методов обучения для развитие интелектуальных способностей студентов // Academic Research in Educational Sciences. 2022. № 8 (3).
  2. Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Insight. 2023. № 2 (14).
  3. Блонский Л. В. Интеллектуальная игра как фактор формирования гармонично развитой личности студента вуза: на примере чемпионатов по «Что? Где? Когда?» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5.
  4. Бободжанова С. Р. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2023. № 2 (75).
  5. Боева О. М. Педагогическим феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1.
  6. Ванчурова С. В., Соловьева Н. Н. Понятие «профессионально-познавательный интерес» // Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98).
  7. Гусева Е. А., Панфилова М. И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2.
  8. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
  9. Зоткина Т. А. Диагностика познавательного интереса курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26).
  10. Кондратьева С. Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. 2018. № 2.
  11. Кузёма Т. Б. Психолого-педагогические условия для эффективной реализация фасилитативного метода «Займи позицию» при организации бинарной лекции // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  12. Лобашев В. Д. Интерактивные методы обучения в подготовке преподавателя профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.
  13. Малахова Е. В. Задачи и проблемы преподавания философии в современной системе высшего образования // Вестник Российского экономического университета имени им. Г. В. Плеханова. 2016. № 4 (88).
  14. Мелоян В. Г., Бегларян М. Е. Case-study как эффективная технология обучения юристов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4.
  15. Мелоян В. Г., Бегларян М. Е., Лузин А. И. История разработки и использования кейс-метода в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2.
  16. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009.
  17. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2019.
  18. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008.
  19. Пономарёва С. А. Об основных принципах преподавания философии в системе военного вузовского образования // Драгомировские образовательные чтения: сборник научных статей по материалам III международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. Вып. 3 / отв. ред. И. И. Грачёв.
  20. Пономарёва С. А., Евдокимова О. В., Гусева Е. В., Лавров П. П. Особенности формирования у курсантов военного вуза познавательных установок посредством дидактического потенциала интеллектуально-познавательных игр // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3.
  21. Родин В. Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
  23. Старикова Л. Д., Модестова Е. А. Метод кейсов в высшей школе // Инновационная наука. 2023. № 6-2.
  24. Татаринцева А. В. Развитие познавательного интереса школьников через работу в творческих мастерских на уроках математики: маг. дисс. Тюмень, 2019.
  25. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрист, 2007.
  26. Хусаинова С. В., Устюжина О. Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения // Теория и практика современной науки. 2021. № 10 (76).
  27. Шедина С. В., Терёшина Н. С. Традиционное и интерактивное обучение: особенности применения методов в учебном процессе // Эпоха науки. 2022. № 32.
  28. Шонин М. Ю. О познавательном интересе в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1.
  29. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1972.
  30. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006.

Информация об авторах

Пономарёва Светлана Андреевна

к. филос. н.

Филиал Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза)

Гусева Виктория Андреевна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 апреля 2024.
  • Опубликована: 23 мая 2024.

Ключевые слова

  • познавательный интерес к философии
  • познавательный интерес курсантов
  • интерактивные методы обучения
  • военное образовательное пространство
  • военный инженерно-технический вуз
  • cognitive interest in philosophy
  • cognitive interest of cadets
  • interactive teaching methods
  • military educational environment
  • military engineering and technical university

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)