Развитие познавательного интереса к философии у курсантов в образовательном пространстве военного вуза посредством интерактивных методов обучения
Аннотация
Цель статьи – раскрыть особенности развития познавательного интереса к философии как важного условия для повышения качества обучения среди курсантов военного вуза посредством дидактического потенциала интерактивных методов обучения. Авторы актуализируют значимость в рамках педагогического процесса повышения познавательного интереса к философскому знанию в архитектонике современного военного образовательного пространства как важному блоку в учебной деятельности курсантов. Научная новизна исследования: впервые показано, что интерактивные методы обучения как проблемно-рефлексивные модели являются основой для развития познавательного интереса к философии как квинтэссенции гуманитарных наук в инженерно-техническом вузе. В результате исследования уточнено понятие «познавательный интерес курсантов»; выделены компоненты, уровни и источники развития познавательного интереса; раскрыт дидактический потенциал использования интерактивных методов обучения в процессе повышения уровня познавательного интереса к философии у курсантов.
Источники
- Айпара Д. К. Использование интерактивных методов обучения для развитие интелектуальных способностей студентов // Academic Research in Educational Sciences. 2022. № 8 (3).
- Аникина А. С. Интеллектуальная игра: воспитывающий и дидактический аспекты реализации в образовательной деятельности // Insight. 2023. № 2 (14).
- Блонский Л. В. Интеллектуальная игра как фактор формирования гармонично развитой личности студента вуза: на примере чемпионатов по «Что? Где? Когда?» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5.
- Бободжанова С. Р. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2023. № 2 (75).
- Боева О. М. Педагогическим феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1.
- Ванчурова С. В., Соловьева Н. Н. Понятие «профессионально-познавательный интерес» // Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98).
- Гусева Е. А., Панфилова М. И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2.
- Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
- Зоткина Т. А. Диагностика познавательного интереса курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26).
- Кондратьева С. Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. 2018. № 2.
- Кузёма Т. Б. Психолого-педагогические условия для эффективной реализация фасилитативного метода «Займи позицию» при организации бинарной лекции // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
- Лобашев В. Д. Интерактивные методы обучения в подготовке преподавателя профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.
- Малахова Е. В. Задачи и проблемы преподавания философии в современной системе высшего образования // Вестник Российского экономического университета имени им. Г. В. Плеханова. 2016. № 4 (88).
- Мелоян В. Г., Бегларян М. Е. Case-study как эффективная технология обучения юристов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4.
- Мелоян В. Г., Бегларян М. Е., Лузин А. И. История разработки и использования кейс-метода в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009.
- Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 2019.
- Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008.
- Пономарёва С. А. Об основных принципах преподавания философии в системе военного вузовского образования // Драгомировские образовательные чтения: сборник научных статей по материалам III международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. Вып. 3 / отв. ред. И. И. Грачёв.
- Пономарёва С. А., Евдокимова О. В., Гусева Е. В., Лавров П. П. Особенности формирования у курсантов военного вуза познавательных установок посредством дидактического потенциала интеллектуально-познавательных игр // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 3.
- Родин В. Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
- Старикова Л. Д., Модестова Е. А. Метод кейсов в высшей школе // Инновационная наука. 2023. № 6-2.
- Татаринцева А. В. Развитие познавательного интереса школьников через работу в творческих мастерских на уроках математики: маг. дисс. Тюмень, 2019.
- Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрист, 2007.
- Хусаинова С. В., Устюжина О. Н. Сущность интерактивных методов и форм обучения // Теория и практика современной науки. 2021. № 10 (76).
- Шедина С. В., Терёшина Н. С. Традиционное и интерактивное обучение: особенности применения методов в учебном процессе // Эпоха науки. 2022. № 32.
- Шонин М. Ю. О познавательном интересе в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1972.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 апреля 2024.
- Опубликована: 23 мая 2024.
Ключевые слова
- познавательный интерес к философии
- познавательный интерес курсантов
- интерактивные методы обучения
- военное образовательное пространство
- военный инженерно-технический вуз
- cognitive interest in philosophy
- cognitive interest of cadets
- interactive teaching methods
- military educational environment
- military engineering and technical university
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»