• Original research article
  • June 13, 2024
  • Open access

Current directions for the implementation of additional education programs for students with disabilities in the context of the formation of traditional Russian spiritual and moral values

Abstract

The purpose of the study is to identify and substantiate, based on theoretical analysis, the current opportunities for the formation of traditional Russian spiritual and moral values (Decree of the President of the Russian Federation dated 11/19/2022 No. 809) among students with disabilities in the system of inclusive additional education on the example of the Siberian and Ural Federal Districts. The scientific novelty of the study lies in the fact that a new trend is revealed in the requirements for the methodological component of additional education programs for children with disabilities in the context of their focus on the implementation of the Presidential Decree. For the first time, an attempt has been made to systematize and substantiate from the standpoint of an information approach the features of methodological approaches to additional inclusive education in certain regions of the Russian Federation. As a result of the study, the practical experience of individual regions of Russia on the formation of spiritual and moral values among students with disabilities in the implementation of inclusion in the unified educational space of the school is summarized.

References

  1. Аносова Т. А., Лобанова Е. В. Потенциал дополнительного образования в реализации инклюзии детей // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
  2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  3. Грекова М. А. Повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ с участием родителей // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2021.
  4. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под редакцией А. В. Золотаревой. Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2021.
  5. Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Вариативные траектории в пространстве дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решений // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2021.
  6. Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Инклюзивные практики в дополнительном образовании детей: вызовы и решения // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020.
  7. Мартынова Л. Н. К проблеме создания региональной базы адаптированных программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
  8. Персидская А. Е. Развитие дополнительного образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае: проблемы и перспективы // Специальное и инклюзивное образование: тенденции, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы дефектологической науки и практики на современном этапе образования». Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023.
  9. Сутулин А. С., Давыдова Г. И. Исследование педагогических средств сохранения нравственного здоровья детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 1.
  10. Шевелева Д. Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: общее и различное // Педагогика и психология образования. 2019. № 2.

Funding

The publication was prepared within the framework of the state task "Methodological foundations for evaluating the effectiveness of school theaters, sports clubs, media centers in the system of general, professional and additional education" (No. 073-03-2024-044-1 dated 02/14/2024).

Author information

Olga Aleksandrovna Bokova

PhD

Altai State Pedagogical University, Barnaul

Yuliya Anatolyevna Melnikova

PhD

Altai State Pedagogical University, Barnaul

Anastasiya Anatolyevna Kuzenova

PhD

Altai State Pedagogical University, Barnaul

About this article

Publication history

  • Received: May 2, 2024.
  • Published: June 13, 2024.

Keywords

  • традиционные духовно-нравственные ценности
  • программы дополнительного образования
  • инклюзия
  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • дети-инвалиды
  • traditional spiritual and moral values
  • additional education programs
  • inclusion
  • children with disabilities

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)