• Научная статья
  • 13 июня 2024
  • Открытый доступ

Актуальные направления реализации программ дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей

Аннотация

Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить и обосновать актуальные возможности формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в системе инклюзивного дополнительного образования на примере Сибирского и Уральского федеральных округов. Научная новизна исследования состоит в том, что раскрывается новый тренд в требованиях к методической составляющей программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в контексте их направленности на реализацию Указа Президента. Впервые предпринята попытка систематизировать и обосновать с позиции информационного подхода особенности методических подходов к дополнительному инклюзивному образованию в отдельных регионах РФ. В результате исследования обобщен практический опыт отдельных регионов России по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью при реализации инклюзии в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.

Источники

  1. Аносова Т. А., Лобанова Е. В. Потенциал дополнительного образования в реализации инклюзии детей // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
  2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  3. Грекова М. А. Повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ с участием родителей // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2021.
  4. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под редакцией А. В. Золотаревой. Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2021.
  5. Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Вариативные траектории в пространстве дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решений // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2021.
  6. Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Инклюзивные практики в дополнительном образовании детей: вызовы и решения // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020.
  7. Мартынова Л. Н. К проблеме создания региональной базы адаптированных программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
  8. Персидская А. Е. Развитие дополнительного образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае: проблемы и перспективы // Специальное и инклюзивное образование: тенденции, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы дефектологической науки и практики на современном этапе образования». Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023.
  9. Сутулин А. С., Давыдова Г. И. Исследование педагогических средств сохранения нравственного здоровья детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 1.
  10. Шевелева Д. Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: общее и различное // Педагогика и психология образования. 2019. № 2.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках государственного задания «Методологические основы оценки эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования» (№ 073-03-2024-044-1 от 14.02.2024).

Информация об авторах

Бокова Ольга Александровна

к. психол. н., доц.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Мельникова Юлия Анатольевна

к. психол. н., доц.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Кузеванова Анастасия Анатольевна

к. пед. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2024.
  • Опубликована: 13 июня 2024.

Ключевые слова

  • традиционные духовно-нравственные ценности
  • программы дополнительного образования
  • инклюзия
  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • дети-инвалиды
  • traditional spiritual and moral values
  • additional education programs
  • inclusion
  • children with disabilities

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)