Актуальные направления реализации программ дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Аннотация
Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить и обосновать актуальные возможности формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в системе инклюзивного дополнительного образования на примере Сибирского и Уральского федеральных округов. Научная новизна исследования состоит в том, что раскрывается новый тренд в требованиях к методической составляющей программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в контексте их направленности на реализацию Указа Президента. Впервые предпринята попытка систематизировать и обосновать с позиции информационного подхода особенности методических подходов к дополнительному инклюзивному образованию в отдельных регионах РФ. В результате исследования обобщен практический опыт отдельных регионов России по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью при реализации инклюзии в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.
Источники
- Аносова Т. А., Лобанова Е. В. Потенциал дополнительного образования в реализации инклюзии детей // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
- Грекова М. А. Повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ с участием родителей // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2021.
- Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под редакцией А. В. Золотаревой. Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования», 2021.
- Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Вариативные траектории в пространстве дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решений // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2021.
- Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Инклюзивные практики в дополнительном образовании детей: вызовы и решения // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020.
- Мартынова Л. Н. К проблеме создания региональной базы адаптированных программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
- Персидская А. Е. Развитие дополнительного образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае: проблемы и перспективы // Специальное и инклюзивное образование: тенденции, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы дефектологической науки и практики на современном этапе образования». Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023.
- Сутулин А. С., Давыдова Г. И. Исследование педагогических средств сохранения нравственного здоровья детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2021. № 1.
- Шевелева Д. Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: общее и различное // Педагогика и психология образования. 2019. № 2.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках государственного задания «Методологические основы оценки эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования» (№ 073-03-2024-044-1 от 14.02.2024).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 мая 2024.
- Опубликована: 13 июня 2024.
Ключевые слова
- традиционные духовно-нравственные ценности
- программы дополнительного образования
- инклюзия
- дети с ограниченными возможностями здоровья
- дети-инвалиды
- traditional spiritual and moral values
- additional education programs
- inclusion
- children with disabilities
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»