• Review
  • August 23, 2024
  • Open access

Understanding the polycode schoolbook text as a component of modern educational reading in inclusive primary education: A theoretical review

Abstract

The research aims to provide insight into the discussion about the role of understanding a polycode schoolbook text in educational reading for modern primary pupils in an inclusive environment. The main trends in the development of the issue are analyzed in terms of comparing models of old and new generation schoolbooks that implement the function of understanding educational material within different educational paradigms. The paper shows how the shift in the latter in the Russian education system of the late 20th – early 21st centuries contributed to the emergence of new modifications of reading, simultaneously influencing the changing role of the schoolbook in modeling special conditions relevant to the educational capabilities and special educational needs of students with disabilities in an inclusive environment. The material of the paper makes it possible to assess the need to modernize educational reading by improving the quality of understanding the polycode schoolbook text, which meets the demands of modern inclusive educational practice. The scientific novelty of the material is determined by the author’s position in interpreting the schoolbook as a polycode educational text, whose potential of understanding is realized through educational reading. The result of the presented review is the idea that improving the quality of understanding the schoolbook by students is possible provided that the entire inclusive educational process, and most importantly, the principles of its organization, are oriented towards abandoning the monologic educational environment built solely around the schoolbook, in favor of establishing a methodically sound, and therefore accessible to different categories of students, infrastructure for educational reading, with a specially elaborated system for developing understanding of the polycode educational text (schoolbook) among students in an inclusive environment.

References

  1. Асонова Е. А. Визуальное в литературе, или О современном компетентном ребенке // Детские чтения. 2019. Т. 16. № 2.
  2. Асонова Е. А. Семь тезисов о функциональном чтении // Библиотека методиста. 2022. № 7.
  3. Баранников К. А., Добрякова М. С., Реморенко И. М., Фрумин И. Д. Как разные страны трансформируют содержание образования для развития универсальных компетентностей // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  4. Бачина О. В., Богданова Т. Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: учебно-методическое пособие. М., 2023.
  5. Бершадский М. Е. Понимание как педагогическая категория. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  6. Беспалько В. П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 2008.
  7. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3.
  8. Волковская Т. Н. Современные векторы развития коррекционного обучения детей с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2020. № 4 (86).
  9. Гальперин П. Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 2006.
  10. Гельфман Э. Г. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника (в рамках «обогащающей» модели обучения математике) // Вестник практической психологии образования. 2007. № 2 (11).
  11. Глозман Е. С. Теоретические основы создания учебников для общеобразовательной школы // Наука и школа. 2010. № 2.
  12. Граник Г. Г. Психодидактические основы разработки учебников нового типа по русской филологии // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. научных статей. М., 2019.
  13. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  14. Джалалов С. С., Рудакова И. А. Технология конструирования учебной книги на смысловой основе: монография. Новочеркасск: НОК, 2014.
  15. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140).
  16. Зуев Д. Д. Учебная книга – источник становления личности // Педагогика. 1995. № 1.
  17. Ивановская О. Г., Шулекина Ю. А. Логопедические технологии обучения детей пониманию метафорических текстов: учебно-методич. пособие. М.: МЕТОДИСТ, 2019.
  18. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 2.
  19. Кучеренко М. А., Ильясова Т. В. Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения // Наука и школа. 2010. № 4.
  20. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: МПСИ; Модэк, 2001.
  21. Лернер И. Я. Проблемы понимания учебного текста // Советская педагогика. 1984. № 10.
  22. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6.
  23. Майер Р. В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка: монография. Глазов: ГГПИ, 2020.
  24. Медведева Е. А. Теоретические основы субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: Перо, 2020.
  25. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. Изд-е 2-е, доп. М.: Наука, 2022.
  26. Пиотровская Л. А., Трущелев П. Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повышения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24. № 4.
  27. Романичева Е. С. Всё начинается с чтения, или Еще раз об учебных текстах // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. научных статей. М., 2019.
  28. Романичева Е. С. Учебник «переходного» периода: какой, почему и зачем? // По материалам Постоянного Круглого стола по проблемам чтения РАО «Чтение в контексте традиционного и цифрового образования». М., 2020.
  29. Сиднева А. Н., Степанова М. А., Плотникова В. А. Особенности понимания учебных текстов школьниками 4-8 классов как показатель их умения учиться // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3.
  30. Смирнов В. И. Учебная книга в истории педагогической подготовки российских учителей: дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 2002.
  31. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
  32. Соболева О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: дисс. … д. психол. н. Курск, 2010.
  33. Стефановская Н. А. Социокультурная ситуация чтения в эпоху цифровизации // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 5-1.
  34. Тюрина Л. Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2007.
  35. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся: монография. М.: Институт психологии РАН, 2016.
  36. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2.
  37. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999.
  38. Шулекина Ю. А. Современные технологии работы с учебником в инклюзивном образовании: учебно-методическое пособие. М.: Директ-Медиа, 2021.
  39. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. – Воронеж: Институт практической психологии; Модэк, 1998.
  40. Alderson J. Ch., Bachman L. F. Assessing Reading. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  41. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. N. Y.: David McKay Company, 1956. Handbook I: Cognitive Domain.
  42. Dockx J., Bellens K., De Fraine B. Do Textbooks Matter for Reading Comprehension? A Study in Flemish Primary Education // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 10. Art. 2959.
  43. Gribova O. E., Shulekina Ju. A. The Problem of Developing Textbook Requirements for Primary Inclusive Education // TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students’ National Identity. Moscow, 2021.
  44. McTigue E. M., Flowers A. C. Science Visual Literacy: Learners’ Perceptions and Knowledge of Diagrams // The Reading Teacher. 2010. No. 64 (8).
  45. Shcnotz W. An Integrated Model of Text and Picture Comprehension // Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by R. E. Mayer. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.

Author information

Julia Aleksandrovna Shulekina

PhD

Moscow City University

About this article

Publication history

  • Received: July 8, 2024.
  • Published: August 23, 2024.

Keywords

  • понимание текста
  • школьный учебник
  • учебное чтение
  • система формирования понимания поликодового учебного текста
  • образовательная инклюзия
  • text understanding
  • schoolbook
  • educational reading
  • system of developing understanding of a polycode educational text
  • educational inclusion

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)