• Обзор
  • 23 августа 2024
  • Открытый доступ

Понимание поликодового текста учебника как составляющая современного учебного чтения в инклюзивном образовании младших школьников: теоретический обзор

Аннотация

Цель настоящего исследования – освещение в дискуссионном формате вопроса о роли понимания поликодового текста учебника в учебном чтении современных младших школьников, обучающихся в условиях инклюзии. Основные тренды развития вопроса проанализированы в разрезе сравнения моделей учебников старого и нового поколения, реализующих функцию понимания учебного материала в рамках различных образовательных парадигм. Показано, как смена последних в системе российского образования конца XX – начала XXI в. способствовала появлению новых модификаций чтения, одновременно оказывая влияние на изменение роли учебника в моделировании специальных условий, релевантных образовательным возможностям и особым образовательным потребностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Предложенный в статье материал позволяет оценить необходимость модернизации учебного чтения за счет повышения качества понимания поликодового текста учебника, что отвечает запросу современной инклюзивной образовательной практики. Научная новизна материала обусловлена авторской позицией в трактовке школьного учебника как поликодового учебного текста, потенциал понимания которого реализуется через учебное чтение. Результатом приведенного обзора выступает мысль о том, что повышение качества понимания учебника учащимися возможно при условии ориентации всего инклюзивного учебного процесса, и главное – принципов его организации, в сторону отказа от монологичной образовательной среды, выстроенной исключительно вокруг учебника, в пользу налаживания методически грамотной, а значит, доступной для разных категорий учащихся инфраструктуры учебного чтения, включающей специально разработанную систему формирования понимания у инклюзированных учащихся поликодового учебного текста (учебника).

Источники

  1. Асонова Е. А. Визуальное в литературе, или О современном компетентном ребенке // Детские чтения. 2019. Т. 16. № 2.
  2. Асонова Е. А. Семь тезисов о функциональном чтении // Библиотека методиста. 2022. № 7.
  3. Баранников К. А., Добрякова М. С., Реморенко И. М., Фрумин И. Д. Как разные страны трансформируют содержание образования для развития универсальных компетентностей // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  4. Бачина О. В., Богданова Т. Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: учебно-методическое пособие. М., 2023.
  5. Бершадский М. Е. Понимание как педагогическая категория. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  6. Беспалько В. П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 2008.
  7. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3.
  8. Волковская Т. Н. Современные векторы развития коррекционного обучения детей с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2020. № 4 (86).
  9. Гальперин П. Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 2006.
  10. Гельфман Э. Г. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника (в рамках «обогащающей» модели обучения математике) // Вестник практической психологии образования. 2007. № 2 (11).
  11. Глозман Е. С. Теоретические основы создания учебников для общеобразовательной школы // Наука и школа. 2010. № 2.
  12. Граник Г. Г. Психодидактические основы разработки учебников нового типа по русской филологии // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. научных статей. М., 2019.
  13. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  14. Джалалов С. С., Рудакова И. А. Технология конструирования учебной книги на смысловой основе: монография. Новочеркасск: НОК, 2014.
  15. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140).
  16. Зуев Д. Д. Учебная книга – источник становления личности // Педагогика. 1995. № 1.
  17. Ивановская О. Г., Шулекина Ю. А. Логопедические технологии обучения детей пониманию метафорических текстов: учебно-методич. пособие. М.: МЕТОДИСТ, 2019.
  18. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 2.
  19. Кучеренко М. А., Ильясова Т. В. Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения // Наука и школа. 2010. № 4.
  20. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: МПСИ; Модэк, 2001.
  21. Лернер И. Я. Проблемы понимания учебного текста // Советская педагогика. 1984. № 10.
  22. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6.
  23. Майер Р. В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка: монография. Глазов: ГГПИ, 2020.
  24. Медведева Е. А. Теоретические основы субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: Перо, 2020.
  25. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. Изд-е 2-е, доп. М.: Наука, 2022.
  26. Пиотровская Л. А., Трущелев П. Н. Что делает текст интересным? Языковые способы повышения эмоциогенности учебных текстов // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24. № 4.
  27. Романичева Е. С. Всё начинается с чтения, или Еще раз об учебных текстах // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. научных статей. М., 2019.
  28. Романичева Е. С. Учебник «переходного» периода: какой, почему и зачем? // По материалам Постоянного Круглого стола по проблемам чтения РАО «Чтение в контексте традиционного и цифрового образования». М., 2020.
  29. Сиднева А. Н., Степанова М. А., Плотникова В. А. Особенности понимания учебных текстов школьниками 4-8 классов как показатель их умения учиться // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3.
  30. Смирнов В. И. Учебная книга в истории педагогической подготовки российских учителей: дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 2002.
  31. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
  32. Соболева О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: дисс. … д. психол. н. Курск, 2010.
  33. Стефановская Н. А. Социокультурная ситуация чтения в эпоху цифровизации // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 5-1.
  34. Тюрина Л. Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2007.
  35. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся: монография. М.: Институт психологии РАН, 2016.
  36. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2.
  37. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999.
  38. Шулекина Ю. А. Современные технологии работы с учебником в инклюзивном образовании: учебно-методическое пособие. М.: Директ-Медиа, 2021.
  39. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. – Воронеж: Институт практической психологии; Модэк, 1998.
  40. Alderson J. Ch., Bachman L. F. Assessing Reading. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  41. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. N. Y.: David McKay Company, 1956. Handbook I: Cognitive Domain.
  42. Dockx J., Bellens K., De Fraine B. Do Textbooks Matter for Reading Comprehension? A Study in Flemish Primary Education // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 10. Art. 2959.
  43. Gribova O. E., Shulekina Ju. A. The Problem of Developing Textbook Requirements for Primary Inclusive Education // TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students’ National Identity. Moscow, 2021.
  44. McTigue E. M., Flowers A. C. Science Visual Literacy: Learners’ Perceptions and Knowledge of Diagrams // The Reading Teacher. 2010. No. 64 (8).
  45. Shcnotz W. An Integrated Model of Text and Picture Comprehension // Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by R. E. Mayer. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.

Информация об авторах

Шулекина Юлия Александровна

к. пед. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 июля 2024.
  • Опубликована: 23 августа 2024.

Ключевые слова

  • понимание текста
  • школьный учебник
  • учебное чтение
  • система формирования понимания поликодового учебного текста
  • образовательная инклюзия
  • text understanding
  • schoolbook
  • educational reading
  • system of developing understanding of a polycode educational text
  • educational inclusion

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)