• Review
  • September 3, 2024
  • Open access

Use of digital technologies in making and processing texts of a new nature in modern education: A theoretical review

Abstract

The aim of the paper is to present a review of academic and methodological research in digital educational technologies and their application in making and processing texts of a new nature, which combines verbal and non-verbal elements. The review identifies and summarizes the main directions of research and problems of education digitalization in making and processing texts of a new nature, outlines ways of solving these problems and directions for future research. The academic importance of the review lies in the attempt of the integrative comprehension of the data obtained by Russian and foreign scholars within the framework of the approach to the study of the text of a new nature as an innovative means of learning in the conditions of education digitalization. Special attention is paid to the corpus of recent studies in education and computerized linguistic technologies. Despite a large number of works focused on the problem, no holistic study of technologies for making and processing texts of a new nature has been undertaken so far. Thus, the review sums up various approaches to the text as the basic concept of the information and digital educational environment and analyzes a number of methods and tools that include technologies for making and processing texts of a new nature. In conclusion, the review outlines possible directions for further research of the text as the basis of the information and digital educational environment.

References

  1. Айзикова И. А., Горенинцева В. Н. Поликодовые тексты в вузовском учебном чтении: методология исследования востребованности и эффективности использования. Статья первая // Текст. Книга. Книгоиздание. 2023. № 33. https://doi.org/10.17223/23062061/33/6
  2. Антонов А. Ю. Лексические методы обработки учебных текстов с помощью информационных технологий как фактор повышения эффективности усвоения знаний студентами // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61).
  4. Бедняк С. Г., Пономарева Е. П. Методы предварительной обработки для интеллектуального анализа текста // Наука и бизнес: пути развития. 2023. № 12 (150).
  5. Белая А. Н., Киров Е. Ф. Лингвистический портрет целевой аудитории для создания рекламных текстов в социальных сетях // Казанская наука. 2023. № 3.
  6. Белов С. Д., Зрелова Д. П., Зрелов П. В., Кореньков В. В. Обзор методов автоматической обработки текстов на естественном языке // Системный анализ в науке и образовании. 2020. № 3. https://doi.org/10.37005/2071-9612-2020-3-8-22
  7. Болдырева В. Б., Бурдинский И. А. Особенности и принципы разработки электронного учебного пособия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 6. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1496-1502
  8. Бужинская Н. В., Макаров И. Б. Обзор программных средств создания электронных учебников // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1.
  9. Бутенко Ю. И. Аннотирование и реферирование: учебное пособие. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2023.
  10. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003.
  11. Всеволодова А. В., Павлова А. Н. Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 2.
  12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / отв. ред. Г. В. Степанов. Изд-е 4-е, стер. М.: КомКнига, 2006.
  13. Гвоздев В. В. Использование программ Microsoft Office для дидактической обработки учебных текстов // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2020. № 12.
  14. Горобец Л. Н. Текст как основа создания обучающей, развивающей, воспитательной и цифровой среды // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2021. № 2. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-2-25-29
  15. Груздев Д. Ю., Макаренко А. С., Коджебаш Д. О. Принципы создания аннотации корпуса текстов // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2023. № 1. https://doi.org/10.52470/2619046X_2023_1_88
  16. Гусева А. Х. Концептуальные основы и практика преподавания по методике планирования проектной деятельности с применением информационных технологий // Педагогическое образование в России. 2023. № 2.
  17. Дубинина Е. Ю. Выделение ключевых слов текста научной статьи в процессе создания автоматического реферата // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 1.
  18. Иванова В. Н. SEO-копирайтинг в образовательном процессе: методический аспект // Майские чтения (Язык и репрезентация культурных кодов): материалы и доклады XII всерос. с междунар. участием науч. конф. молодых ученых (г. Самара, 17 мая 2022 г.) / под ред. А. А. Безруковой. Самара, 2023.
  19. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. https://doi.org/10.17759/pse.2016210410
  20. Казьмина О. А., Матвеева М. В., Патанина В. В. Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях РКИ (на примере создания аннотации, реферата, рецензии) // Мир русского слова. 2021. № 4. http://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-82-92
  21. Киуру К. В. Содержание обучения технологии SEO-копирайтинга бакалавров рекламы и связей с общественностью // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. Т. 8. № 3.
  22. Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 1.
  23. Коптелова И. Е., Паневкина Е. И. К вопросу об определении видов работы с текстами СМИ для создания вторичных документов // Межкультурная коммуникация и СМИ: сборник научных статей / под ред. О. С. Саланиной. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2022.
  24. Котюрова И. А. Создание корпусов учебных текстов как развивающееся направление корпусной лингвистики // Международный научный журнал. 2020. № 5. https://doi.org/10.34286/1995-4638-2020-74-5-100-108
  25. Кузнецов А. В. Применения инструментов text mining для анализа средневековых латиноязычных текстов: предварительная обработка текстов // Евразийское научное объединение. 2019. № 11-1 (57). https://doi.org/10.5281/zenodo.3572739
  26. Кузнецов П. А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии. Изд-е 2-е. М.: Дашков и К, 2018.
  27. Куницына О. М. Особенности построения и восприятия поликодовых текстов в современной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 9 (838).
  28. Куцев Е. В. Искусственные нейронные сети: обработка текста // Вопросы науки. 2023. № 3.
  29. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5
  30. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  31. Лукина М. М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2009. № 3.
  32. Марфицына А. Р. Создание мультимедийного лонгрида как способ формирования профессиональных компетенций у студентов-журналистов // Мультимедийная журналистика: сборник научных трудов международной науч.-практ. конференции (г. Минск, 1-2 марта 2018 г.) / под общ. ред. В. П. Воробьева. Мн.: Изд. центр Белорусского государственного университета, 2018.
  33. Мурог И. А. Креолизованный текст как оружие современной информационной войны (на материале издания The Economist) // Военно-филологический журнал. 2024. № 2.
  34. Никитина Э. Г. Особенности создания поликодового и полимодального текста (на примере спортивного телевизионного репортажа) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 2 (41).
  35. Петрова О. В. Текст в современной информационной среде // Язык, коммуникация и социальная среда. 2023. № 21.
  36. Пищальникова В. А. Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3413
  37. Радбиль Т. Б., Помазов А. И. Прецедентные феномены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте Интернета // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.12
  38. Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197
  39. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6
  40. Тарасов С. Д. Современные методы автоматического реферирования // Информатика, телекоммуникации и управление. 2010. № 6 (113).
  41. Тимченко М. С., Прохоров С. А. Автоматизация процесса формирования электронных учебных пособий с применением технологии объектной обработки текста // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 2 (57).
  42. Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: учеб. пособие. Изд-е 4-е. М.: URSS, 2021.
  43. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.23.179
  44. Шаповалова Т. Р., Титяева Г. В. Реферирование и аннотирование специальных текстов на иностранном языке: учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е, испр. Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет, 2019.
  45. Anstey M., Bull G. Foundations of Multiliteracies. Reading, Writing and Talking in the 21st Century. L.: Routledge, 2018.
  46. Carlson J. Future Directions for Data Information Literacy: Growing Programs and Communities of Practice // Data Information Literacy: Librarians, Data, and the Education of a New Generation of Researchers / ed. by J. Carlson, L. R. Johnston. West Lafayette: Purdue University Press, 2015.
  47. Coiro J. Reading Comprehension on the Internet: Expanding Our Understanding of Reading Comprehension to Encompass New Literacies // The Reading Teacher. 2003. Vol. 56. No. 5.
  48. Cull B. W. Reading Revolutions: Online Digital Text and Implications for Reading in Academe // First Monday. 2011. No. 16. http://dx.doi.org/10.5210/fm.v16i6.3340
  49. Garcia G. E., Willis A. I. Frameworks for Promoting Multicultural Literacies // Reconceptualizing Literacy in the New Age of Multiculturalism and Pluralism / ed. by P. R. Schmidt, A. M. Lazar. Charlotte: Information Age Publishing, 2016.
  50. Hrybiuk O. Problems of Expert Evaluation in Terms of the Use of Variative Models of a Computer-Oriented Learning Environment of Mathematical and Natural Science Dsciplines in Schools // Zeszyty Naukowe Politechniki Poznanskiej. Organizacja i Zarzdzanie. 2019. Nr. 79. https://doi.org/10.21008/J.0239-9415.2019.079.07
  51. Mayer R. E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by R. E. Mayer. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. https://doi.org/10.1017/CBO9781139547369.005
  52. Mizumoto A., Eguchi M. Exploring the Potential of Using an AI Language Model for Automated Essay Scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. No. 2. https://doi.org/10.1016/j.rmal.2023.100050
  53. Schleicher A., Ramos G. Global Competency for an Inclusive World. P.: OECD, 2016.
  54. Walsh M. Multimodal Literacy: What Does It Mean for Classroom Practice? // Australian Journal of Language and Literacy. 2010. No. 33. https://doi.org/10.1007/BF03651836

Author information

Elena Vitaljevna Vranchan

PhD

Novosibirsk State University of Economics and Management

About this article

Publication history

  • Received: July 11, 2024.
  • Published: September 3, 2024.

Keywords

  • цифровые технологии
  • цифровая образовательная среда
  • текст новой природы
  • вербальная и невербальная природа текста
  • современное образование
  • digital technologies
  • digital educational environment
  • text of a new nature
  • verbal and non-verbal nature of the text
  • modern education

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)