• Обзор
  • 3 сентября 2024
  • Открытый доступ

Применение цифровых технологий при создании и обработке текстов новой природы в сфере современного образования: теоретический обзор

Аннотация

Цель работы – представить обзор научных и научно-методических исследований в области применения цифровых образовательных технологий при создании и обработке текстов новой природы, сочетающей вербальные и невербальные элементы. В обзорной статье выявлены и обобщены основные направления исследований и проблемы цифровизации образования при создании и обработке текстов новой природы, обозначены пути решения данных проблем, направления предстоящих исследований. Научная новизна заключается в попытке интегративного осмысления данных, полученных отечественными и зарубежными учеными в рамках подхода к изучению текста новой природы как инновационного средства обучения в условиях цифровизации образования. Особое внимание уделяется корпусу работ последних лет в сфере образования и компьютерных лингвистических технологий. Несмотря на наличие большого количества трудов, посвященных изучению обозначенной проблемы, до сих пор не проводилось целостного исследования технологий создания и обработки текстов новой природы. В результате рассматриваются различные подходы к формированию понятия «текст» как основы информационно-цифровой образовательной среды, а также анализируются технологии создания и обработки новых текстов в сфере образования. В заключение обозначены возможные направления дальнейшего исследования текста как основы информационно-цифровой образовательной среды.

Источники

  1. Айзикова И. А., Горенинцева В. Н. Поликодовые тексты в вузовском учебном чтении: методология исследования востребованности и эффективности использования. Статья первая // Текст. Книга. Книгоиздание. 2023. № 33. https://doi.org/10.17223/23062061/33/6
  2. Антонов А. Ю. Лексические методы обработки учебных текстов с помощью информационных технологий как фактор повышения эффективности усвоения знаний студентами // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61).
  4. Бедняк С. Г., Пономарева Е. П. Методы предварительной обработки для интеллектуального анализа текста // Наука и бизнес: пути развития. 2023. № 12 (150).
  5. Белая А. Н., Киров Е. Ф. Лингвистический портрет целевой аудитории для создания рекламных текстов в социальных сетях // Казанская наука. 2023. № 3.
  6. Белов С. Д., Зрелова Д. П., Зрелов П. В., Кореньков В. В. Обзор методов автоматической обработки текстов на естественном языке // Системный анализ в науке и образовании. 2020. № 3. https://doi.org/10.37005/2071-9612-2020-3-8-22
  7. Болдырева В. Б., Бурдинский И. А. Особенности и принципы разработки электронного учебного пособия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 6. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1496-1502
  8. Бужинская Н. В., Макаров И. Б. Обзор программных средств создания электронных учебников // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1.
  9. Бутенко Ю. И. Аннотирование и реферирование: учебное пособие. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2023.
  10. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003.
  11. Всеволодова А. В., Павлова А. Н. Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 2.
  12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / отв. ред. Г. В. Степанов. Изд-е 4-е, стер. М.: КомКнига, 2006.
  13. Гвоздев В. В. Использование программ Microsoft Office для дидактической обработки учебных текстов // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2020. № 12.
  14. Горобец Л. Н. Текст как основа создания обучающей, развивающей, воспитательной и цифровой среды // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2021. № 2. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-2-25-29
  15. Груздев Д. Ю., Макаренко А. С., Коджебаш Д. О. Принципы создания аннотации корпуса текстов // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2023. № 1. https://doi.org/10.52470/2619046X_2023_1_88
  16. Гусева А. Х. Концептуальные основы и практика преподавания по методике планирования проектной деятельности с применением информационных технологий // Педагогическое образование в России. 2023. № 2.
  17. Дубинина Е. Ю. Выделение ключевых слов текста научной статьи в процессе создания автоматического реферата // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 1.
  18. Иванова В. Н. SEO-копирайтинг в образовательном процессе: методический аспект // Майские чтения (Язык и репрезентация культурных кодов): материалы и доклады XII всерос. с междунар. участием науч. конф. молодых ученых (г. Самара, 17 мая 2022 г.) / под ред. А. А. Безруковой. Самара, 2023.
  19. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. https://doi.org/10.17759/pse.2016210410
  20. Казьмина О. А., Матвеева М. В., Патанина В. В. Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях РКИ (на примере создания аннотации, реферата, рецензии) // Мир русского слова. 2021. № 4. http://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-4-82-92
  21. Киуру К. В. Содержание обучения технологии SEO-копирайтинга бакалавров рекламы и связей с общественностью // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. Т. 8. № 3.
  22. Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 1.
  23. Коптелова И. Е., Паневкина Е. И. К вопросу об определении видов работы с текстами СМИ для создания вторичных документов // Межкультурная коммуникация и СМИ: сборник научных статей / под ред. О. С. Саланиной. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2022.
  24. Котюрова И. А. Создание корпусов учебных текстов как развивающееся направление корпусной лингвистики // Международный научный журнал. 2020. № 5. https://doi.org/10.34286/1995-4638-2020-74-5-100-108
  25. Кузнецов А. В. Применения инструментов text mining для анализа средневековых латиноязычных текстов: предварительная обработка текстов // Евразийское научное объединение. 2019. № 11-1 (57). https://doi.org/10.5281/zenodo.3572739
  26. Кузнецов П. А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии. Изд-е 2-е. М.: Дашков и К, 2018.
  27. Куницына О. М. Особенности построения и восприятия поликодовых текстов в современной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 9 (838).
  28. Куцев Е. В. Искусственные нейронные сети: обработка текста // Вопросы науки. 2023. № 3.
  29. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.5
  30. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  31. Лукина М. М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2009. № 3.
  32. Марфицына А. Р. Создание мультимедийного лонгрида как способ формирования профессиональных компетенций у студентов-журналистов // Мультимедийная журналистика: сборник научных трудов международной науч.-практ. конференции (г. Минск, 1-2 марта 2018 г.) / под общ. ред. В. П. Воробьева. Мн.: Изд. центр Белорусского государственного университета, 2018.
  33. Мурог И. А. Креолизованный текст как оружие современной информационной войны (на материале издания The Economist) // Военно-филологический журнал. 2024. № 2.
  34. Никитина Э. Г. Особенности создания поликодового и полимодального текста (на примере спортивного телевизионного репортажа) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 2 (41).
  35. Петрова О. В. Текст в современной информационной среде // Язык, коммуникация и социальная среда. 2023. № 21.
  36. Пищальникова В. А. Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3413
  37. Радбиль Т. Б., Помазов А. И. Прецедентные феномены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте Интернета // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.12
  38. Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197
  39. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6
  40. Тарасов С. Д. Современные методы автоматического реферирования // Информатика, телекоммуникации и управление. 2010. № 6 (113).
  41. Тимченко М. С., Прохоров С. А. Автоматизация процесса формирования электронных учебных пособий с применением технологии объектной обработки текста // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 2 (57).
  42. Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: учеб. пособие. Изд-е 4-е. М.: URSS, 2021.
  43. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.23.179
  44. Шаповалова Т. Р., Титяева Г. В. Реферирование и аннотирование специальных текстов на иностранном языке: учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е, испр. Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет, 2019.
  45. Anstey M., Bull G. Foundations of Multiliteracies. Reading, Writing and Talking in the 21st Century. L.: Routledge, 2018.
  46. Carlson J. Future Directions for Data Information Literacy: Growing Programs and Communities of Practice // Data Information Literacy: Librarians, Data, and the Education of a New Generation of Researchers / ed. by J. Carlson, L. R. Johnston. West Lafayette: Purdue University Press, 2015.
  47. Coiro J. Reading Comprehension on the Internet: Expanding Our Understanding of Reading Comprehension to Encompass New Literacies // The Reading Teacher. 2003. Vol. 56. No. 5.
  48. Cull B. W. Reading Revolutions: Online Digital Text and Implications for Reading in Academe // First Monday. 2011. No. 16. http://dx.doi.org/10.5210/fm.v16i6.3340
  49. Garcia G. E., Willis A. I. Frameworks for Promoting Multicultural Literacies // Reconceptualizing Literacy in the New Age of Multiculturalism and Pluralism / ed. by P. R. Schmidt, A. M. Lazar. Charlotte: Information Age Publishing, 2016.
  50. Hrybiuk O. Problems of Expert Evaluation in Terms of the Use of Variative Models of a Computer-Oriented Learning Environment of Mathematical and Natural Science Dsciplines in Schools // Zeszyty Naukowe Politechniki Poznanskiej. Organizacja i Zarzdzanie. 2019. Nr. 79. https://doi.org/10.21008/J.0239-9415.2019.079.07
  51. Mayer R. E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by R. E. Mayer. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. https://doi.org/10.1017/CBO9781139547369.005
  52. Mizumoto A., Eguchi M. Exploring the Potential of Using an AI Language Model for Automated Essay Scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. Vol. 2. No. 2. https://doi.org/10.1016/j.rmal.2023.100050
  53. Schleicher A., Ramos G. Global Competency for an Inclusive World. P.: OECD, 2016.
  54. Walsh M. Multimodal Literacy: What Does It Mean for Classroom Practice? // Australian Journal of Language and Literacy. 2010. No. 33. https://doi.org/10.1007/BF03651836

Информация об авторах

Вранчан Елена Витальевна

к. филол. н., доц.

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 июля 2024.
  • Опубликована: 3 сентября 2024.

Ключевые слова

  • цифровые технологии
  • цифровая образовательная среда
  • текст новой природы
  • вербальная и невербальная природа текста
  • современное образование
  • digital technologies
  • digital educational environment
  • text of a new nature
  • verbal and non-verbal nature of the text
  • modern education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)