• Original research article
  • September 27, 2024
  • Open access

Linguodidactic analysis of authentic video materials selected for Russian as a foreign language classes in universities

Abstract

The aim of the research is to develop a methodology for practical-oriented linguodidactic analysis of video texts that will allow teachers of Russian as a foreign language to assess the difficulty level of authentic video materials for foreign audiences, their teaching and communicative potential, and to plan a lesson based on these findings. The article formulates the principles and defines the order of such an analysis for the first time, which makes the research novel. As a result, the author finds that linguodidactic analysis of video texts should be based on the principles of taking into account the individual characteristics of the addressee, ensuring the accessibility of the video text for the audience, identifying its teaching and communicative potential and its linguocultural orientation. The author proposes a sequential analysis of the verbal, nonverbal, and ideological-aesthetic components of the video text. The verbal component is described at the linguistic, speech, and linguocultural levels. The author illustrates the proposed methodology using the example of issue 182 of the TV magazine “Yeralash” titled “The Liar Meter”.

References

  1. Андрушкевич Я. Р. Диалог культур в практике обучения РКИ американских студентов // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов международного научного конгресса: в 3 ч. М., 2021. Ч. 1.
  2. Архипова И. В., Ленгутина М. Д. Межкультурная компетенция: вопросы дефиниции и формирования (на материале аутентичных текстов) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5.
  3. Басова М. В. Использование видеоматериалов на занятиях РКИ со студентами-иностранцами уровня В1-В2 // Языки. Культура. Перевод. 2017. № 1.
  4. Березняцкая М. А., Денисенко А. В., Калинина Ю. М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Елки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192.
  5. Гриднева Н. А., Владимирова С. М. Использование аутентичных видеоматериалов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3.
  6. Качалова А. А. Видеоматериалы на уроках РКИ // Инновационные идеи молодых исследователей: сборник научных статей по материалам V международной научно-практической конференции. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021.
  7. Ковалева А. Ю. Аутентичные рекламные видеоматериалы на занятиях РКИ в медицинском вузе (на примере работы с темой «Вопросы врача») // Филологический аспект. 2023. № 55 (22).
  8. Курганова Н. И. Образ мира через призму концептов повседневности: монография. Мн.: РИВШ, 2020.
  9. Лысакова И. П., Ли Боюй. Лингвокультурологические принципы выбора фрагментов кинофильма в обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4.
  10. Мощанская Е. Ю., Руцкая Е. А. Использование видеоматериалов при обучении устных переводчиков // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6.
  11. Самчик Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятии по русскому языку как иностранному: практический аспект // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3.
  12. Степанова Н. С., Громенко М. В., Амелина И. О. Межкультурный диалог на занятиях по РКИ в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей III международной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021.
  13. Тенхунен Ю. П., Елисеева Ю. А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 4.
  14. Тихомирова Н. Л. Формирование межкультурной компетенции. Что влияет на успех межкультурной коммуникации // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1.
  15. Чернявская Я. Л. Использование комплекса аутентичных видеоматериалов в курсе русского языка как иностранного (довузовская подготовка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 7.
  16. Эрлих Я. В. Эпизоды. Видеокурс для развития речи: учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2020.
  17. Юдина Т. М. Аутентичные региональные видеоматериалы в практике обучения русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1.

Author information

Elena Michailovna Spivakova

PhD

Shalom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan

About this article

Publication history

  • Received: August 11, 2024.
  • Published: September 27, 2024.

Keywords

  • аутентичные видеоматериалы
  • коммуникативный подход
  • межкультурный диалог
  • лингводидактический анализ видеотекста
  • обучение русскому языку как иностранному
  • authentic video materials
  • communicative approach
  • intercultural dialogue
  • linguodidactic analysis of video texts
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)