• Научная статья
  • 27 сентября 2024
  • Открытый доступ

Лингводидактический анализ аутентичных видеоматериалов, отобранных для занятий по русскому языку как иностранному в вузе

Аннотация

Цель исследования – разработать методику практико-ориентированного лингводидактического анализа видеотекста, которая позволит преподавателю русского языка как иностранного оценить степень трудности аутентичных видеоматериалов для иностранной аудитории, их обучающий и коммуникативный потенциал и на основе сделанных выводов спланировать занятие. В статье впервые формулируются принципы и определяется порядок такого анализа, чем обусловлена новизна исследования. В результате автор устанавливает, что лингводидактический анализ видеотекста должен опираться на принципы учета индивидуальных особенностей адресата, обеспечения доступности видеотекста для аудитории, выявления его обучающего и коммуникативного потенциала, лингвокультурной направленности. Автор предлагает последовательно анализировать вербальную, невербальную и идейно-эстетическую составляющую видеотекста. Вербальная составляющая описывается на языковом, речевом и лингвокультурном уровне. Автор иллюстрирует предложенную методику на материале выпуска № 182 «Врунометр» киножурнала «Ералаш».

Источники

  1. Андрушкевич Я. Р. Диалог культур в практике обучения РКИ американских студентов // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов международного научного конгресса: в 3 ч. М., 2021. Ч. 1.
  2. Архипова И. В., Ленгутина М. Д. Межкультурная компетенция: вопросы дефиниции и формирования (на материале аутентичных текстов) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5.
  3. Басова М. В. Использование видеоматериалов на занятиях РКИ со студентами-иностранцами уровня В1-В2 // Языки. Культура. Перевод. 2017. № 1.
  4. Березняцкая М. А., Денисенко А. В., Калинина Ю. М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Елки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192.
  5. Гриднева Н. А., Владимирова С. М. Использование аутентичных видеоматериалов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3.
  6. Качалова А. А. Видеоматериалы на уроках РКИ // Инновационные идеи молодых исследователей: сборник научных статей по материалам V международной научно-практической конференции. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021.
  7. Ковалева А. Ю. Аутентичные рекламные видеоматериалы на занятиях РКИ в медицинском вузе (на примере работы с темой «Вопросы врача») // Филологический аспект. 2023. № 55 (22).
  8. Курганова Н. И. Образ мира через призму концептов повседневности: монография. Мн.: РИВШ, 2020.
  9. Лысакова И. П., Ли Боюй. Лингвокультурологические принципы выбора фрагментов кинофильма в обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4.
  10. Мощанская Е. Ю., Руцкая Е. А. Использование видеоматериалов при обучении устных переводчиков // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6.
  11. Самчик Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятии по русскому языку как иностранному: практический аспект // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3.
  12. Степанова Н. С., Громенко М. В., Амелина И. О. Межкультурный диалог на занятиях по РКИ в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей III международной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021.
  13. Тенхунен Ю. П., Елисеева Ю. А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 4.
  14. Тихомирова Н. Л. Формирование межкультурной компетенции. Что влияет на успех межкультурной коммуникации // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1.
  15. Чернявская Я. Л. Использование комплекса аутентичных видеоматериалов в курсе русского языка как иностранного (довузовская подготовка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 7.
  16. Эрлих Я. В. Эпизоды. Видеокурс для развития речи: учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2020.
  17. Юдина Т. М. Аутентичные региональные видеоматериалы в практике обучения русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1.

Информация об авторах

Спивакова Елена Михайловна

к. филол. н., доц.

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 августа 2024.
  • Опубликована: 27 сентября 2024.

Ключевые слова

  • аутентичные видеоматериалы
  • коммуникативный подход
  • межкультурный диалог
  • лингводидактический анализ видеотекста
  • обучение русскому языку как иностранному
  • authentic video materials
  • communicative approach
  • intercultural dialogue
  • linguodidactic analysis of video texts
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)