• Original research article
  • September 30, 2024
  • Open access

Current trends in the transformation of the social status of rural teachers (using the example of Krasnoyarsk Krai)

Abstract

The aim of the research is to identify, substantiate, and describe the development and transformation of the social status of rural teachers in the early 21st century. The paper analyzes approaches to defining the term “social status” and its components, examines the composition of the components comprising the social status of a rural teacher, taking into account the specific territory, Krasnoyarsk Krai. In addition, the work analyzes the dynamics of each of the components of social status during the reform period of the education system from 2016 to 2023, assesses existing deficiencies, and proposes measures to overcome them. The scientific novelty lies in the comprehensive assessment of the current state and results stemming from the transformation of rural teachers’ social status in the reform period from 2016 to 2023 in the regional society of Krasnoyarsk Krai and the development of a set of measures aimed at raising the teachers’ social status. As a result of the research, it has been found that the measures taken by the state in terms of education development do not ensure a targeted transformation of the social status of rural teachers and its subsequent improvement, which leads to the aggravation of existing systemic problems in the field of staffing rural schools. A set of measures aimed at increasing the social status of rural teachers has been developed showing transformation of each of its components in their interrelation.

References

  1. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110).
  2. Башманова Е. Л. Общественный статус учителя и престиж педагогической деятельности сквозь призму социально-стратификационного подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1.
  3. Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель // Педагогическое образование в России. 2022. № 4.
  4. Белова Л. П. Социальная активность сельской школы: дисс. … к. пед. н. Тюмень, 2005.
  5. Вебер М. Основные понятия стратификации // Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997.
  6. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. 2008. № 7 (291).
  7. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 3. https://doi.org/10.31857/S0869587320030068
  8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
  9. Еретнова Е. П. Становление сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Великий Новгород, 2022.
  10. Ефлова З. Б. К вопросу о традиционной «ключевой» роли современного учителя сельской школы // Герценовские чтения. Начальное образование. 2020. Т. 11. № 1.
  11. Заславская Т. И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8.
  12. Зейнелова А. Е., Басенова Э. С., Абилова Е. Ф. Профессиональное развитие учителя сельской школы // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции (г. Томск, 8 февраля 2018 г.): в 2 ч. / отв. ред. А. Р. Халиков. Томск: Общество с ограниченной ответственностью «Дендра», 2018. Т. 2.
  13. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.
  14. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1.
  15. Камагоров И. Д., Концевая В. А. Престиж профессии учителя (сравнительный анализ России и Алтайского края) // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы девятой всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Барнаул, 5 ноября 2020 г.) / под науч. ред. И. И. Макаровой. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2021.
  16. Кожухова Н. В. Регулирование процесса текучести кадров на предприятии как инструмент управления персоналом // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 7. https://doi.org/10.18334/et.7.7.110724
  17. Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  18. Николаева О. В. Специфика сельской школы: место и роль школы в социально-культурной жизни села // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S5-1 (34).
  19. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Дефицит учителей Красноярского края: предпроектное исследование // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада: материалы XXVII научно-практической конференции (г. Красноярск, 12-14 ноября 2020 г.) / отв. за выпуск Е. А. Келлер. Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт психологии практик развития», 2021.
  20. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  21. Попова И. П. Профессионализм – путь к успеху? Социально-профессиональные характеристики богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. № 3 (239).
  22. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
  23. Силласте Г. Г. Социальные ценности сельских учителей в условиях рыночной экономики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. № 2 (70).
  24. Филиппов А. А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2 (18).
  25. Харисова И. Г., Макеева Т. В., Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 5. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2105.01
  26. Чупров В. И. Статус социальный // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т. 2.
  27. Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Ефлова З. Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. https://doi.org/10.17223/15617793/466/23
  28. Шкаратан О. И. Сущность и функции социальной стратификации. Лекция из курса «Социальная структура и социальная стратификация» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 3.
  29. Яроцкая Н. В. Динамика трансформации социального статуса сельского учителя в Красноярском крае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 5 (188).

Author information

Nadezhda Vacilevna Iarotskaia

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

About this article

Publication history

  • Received: August 4, 2024.
  • Published: September 30, 2024.

Keywords

  • социальный статус
  • престиж профессии
  • сельский учитель
  • Красноярский край
  • social status
  • profession prestige
  • rural teacher
  • Krasnoyarsk Krai

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)