Preparing non-language university students for intercultural interaction by teaching etiquette speech acts (based on the German language)
Abstract
The study aims to justify the necessity of preparing non-language faculty students for intercultural interaction based on teaching etiquette speech acts in the process of learning a foreign language as a way to develop students’ intercultural competence. The article examines the linguodidactic foundations of teaching etiquette speech acts, determines the correlations between the notions of “politeness”, “speech etiquette”, and “culture of speech”. The scientific novelty lies in developing a technology aimed at organizing students’ work with etiquette speech acts and focused on developing students’ intercultural competence based on the German language. As a result of the study, it has been determined that practical classes in a foreign language at a non-language university have significant opportunities for mastering the norms and rules governing communication during intercultural interaction, which are implemented specifically by etiquette speech acts.
References
- Абрамова Т. В. Диалогическое единство «просьба – реакция» (на материале русского и английского языков): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2003.
- Архипкина Г. Д., Коляда Н. А. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этикет. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Баукина С. А., Новикова И. В. Аспекты формирования культурных знаний в обучении студентов деловому общению на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 4.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
- Ван Ши. Формирование ценностных доминант межкультурного общения у иностранных студентов в поликультурной среде многопрофильного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
- Василькова О. В. Интеграция этнокультурного компонента в процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов в региональном вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 2.
- Вежбицкая А. Речевые жанры / пер. В. В. Дементьева // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1997.
- Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. Мышление и речь: проблемы психологического развития ребенка. М.: АСТ, 2023.
- Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1.
- Гез Н. И. Обучение лексике // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
- Гетманская М. К., Гетманская А. В. Развитие поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5.
- Глаголев А. Б. Особенности формирования межкультурной компетенции студентов неязыкового вуза в современных условиях // Интеллектуальные транспортные системы: материалы III международной научно-практической конференции (г. Москва, 30 мая 2024 г.). М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2024.
- Добрыднева Е. А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. Волгоград: Перемена, 2000.
- Дрыгина М. В. Формирование межкультурной компетенции школьников средствами инновационных игровых технологий: автореф. дисс. … к. пед. н. Калининград, 2023.
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
- Коростелев В. С. Сущность процесса формирования лексических навыков при коммуникативном методе обучения говорению // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991.
- Крысин Л. П. О речевом этикете научно и популярно // Русский язык в школе. 1984. № 3.
- Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
- Ларина Т. В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М.: Изд-во РУДН, 2003.
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2003.
- Новикова Л. А. Подготовка студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 9.
- Панфилова Е. Г. Коммуникативные фраземы немецкого языка, относящиеся к сфере речевого этикета, в аспекте частотности употребления в речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 2.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Лексис, 2003.
- Плеханова М. В. Формирование межкультурной компетенции на основе использования аутентичных видеоматериалов при обучении иноязычному общению студентов технического вуза (немецкий язык, базовый курс): дисс. … к. пед. н. Томск, 2006.
- Романова М. В., Багирова С. А. Обучение этикету видеоконференции студентов неязыковых специальностей, изучающих испанский язык как второй иностранный, в рамках формирования социокультурной компетенции в области цифровой межкультурной коммуникации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 10.
- Селезнева Н. В. Лингвокультурная специфика речевого акта извинения в китайском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 7.
- Соколова Н. Л. Вербальный акт вежливости: корреляция с речевым этикетом (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008.
- Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: ИКАР, 2007.
- Халупо О. И. Особенности речевого общения в процессе письменного взаимодействия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 7.
- Хомутова Т. Н., Шабан А. К. М. Вежливость в деловом дискурсе: интегральный подход // Когнитивные исследования языка. 2023. № 4 (55).
- Шамов А. Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи. Н. Новгород: Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009.
- Шамьенова Г. Р. Принцип вежливости как особая коммуникативно-прагматическая категория в русском речевом общении: дисс. … к. филол. н. Саратов, 2000.
- Шимичев А. С., Клюева М. И. Формирование межкультурной компетенции учащихся на основе коммуникативного чтения на иностранном языке // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006.
- Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.
- Hofstede G. Culture and Organizations: Software of the Mind. L.: McGraw-Hill, 1991.
- Leech G. N. Principles of Pragmatics. L. – N. Y.: Longman, 1983.
- Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts: Eine Einführung. Berlin: Langenscheidt, 1993.
Author information
About this article
Publication history
- Received: September 15, 2024.
- Published: November 7, 2024.
Keywords
- межкультурное взаимодействие
- межкультурная компетенция
- вежливость
- речевой этикет
- этикетные речевые акты
- обучение иностранному языку
- студенты неязыковых вузов
- intercultural interaction
- intercultural competence
- politeness
- speech etiquette
- etiquette speech acts
- foreign language learning
- students of non-language universities
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC