Подготовка к межкультурному взаимодействию студентов неязыковых вузов на основе обучения этикетным речевым актам (на материале немецкого языка)
Аннотация
Цель исследования состоит в обосновании необходимости подготовки студентов неязыковых факультетов к межкультурному взаимодействию на основе обучения этикетным речевым актам в процессе изучения иностранного языка как способа развития межкультурной компетенции обучающихся. В статье рассматриваются лингводидактические основы обучения этикетным речевым актам, определяется корреляционная взаимосвязь понятий «вежливость», «речевой этикет», «культура речи». Научная новизна заключается в разработке технологии, направленной на организацию работы студентов с этикетными речевыми актами и ориентированной на развитие межкультурной компетенции обучающихся на материале немецкого языка. В результате исследования установлено, что практические занятия по иностранному языку в неязыковом вузе имеют значимые возможности в изучении норм и правил, регулирующих общение в ходе межкультурного взаимодействия, способами реализации которых являются, в частности, этикетные речевые акты.
Источники
- Абрамова Т. В. Диалогическое единство «просьба – реакция» (на материале русского и английского языков): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2003.
- Архипкина Г. Д., Коляда Н. А. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этикет. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Баукина С. А., Новикова И. В. Аспекты формирования культурных знаний в обучении студентов деловому общению на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 4.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
- Ван Ши. Формирование ценностных доминант межкультурного общения у иностранных студентов в поликультурной среде многопрофильного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
- Василькова О. В. Интеграция этнокультурного компонента в процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов в региональном вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 2.
- Вежбицкая А. Речевые жанры / пер. В. В. Дементьева // Жанры речи / отв. ред. В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1997.
- Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. Мышление и речь: проблемы психологического развития ребенка. М.: АСТ, 2023.
- Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1.
- Гез Н. И. Обучение лексике // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
- Гетманская М. К., Гетманская А. В. Развитие поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5.
- Глаголев А. Б. Особенности формирования межкультурной компетенции студентов неязыкового вуза в современных условиях // Интеллектуальные транспортные системы: материалы III международной научно-практической конференции (г. Москва, 30 мая 2024 г.). М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2024.
- Добрыднева Е. А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. Волгоград: Перемена, 2000.
- Дрыгина М. В. Формирование межкультурной компетенции школьников средствами инновационных игровых технологий: автореф. дисс. … к. пед. н. Калининград, 2023.
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
- Коростелев В. С. Сущность процесса формирования лексических навыков при коммуникативном методе обучения говорению // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991.
- Крысин Л. П. О речевом этикете научно и популярно // Русский язык в школе. 1984. № 3.
- Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
- Ларина Т. В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М.: Изд-во РУДН, 2003.
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2003.
- Новикова Л. А. Подготовка студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 9.
- Панфилова Е. Г. Коммуникативные фраземы немецкого языка, относящиеся к сфере речевого этикета, в аспекте частотности употребления в речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 2.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мн.: Лексис, 2003.
- Плеханова М. В. Формирование межкультурной компетенции на основе использования аутентичных видеоматериалов при обучении иноязычному общению студентов технического вуза (немецкий язык, базовый курс): дисс. … к. пед. н. Томск, 2006.
- Романова М. В., Багирова С. А. Обучение этикету видеоконференции студентов неязыковых специальностей, изучающих испанский язык как второй иностранный, в рамках формирования социокультурной компетенции в области цифровой межкультурной коммуникации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 10.
- Селезнева Н. В. Лингвокультурная специфика речевого акта извинения в китайском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 7.
- Соколова Н. Л. Вербальный акт вежливости: корреляция с речевым этикетом (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008.
- Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: ИКАР, 2007.
- Халупо О. И. Особенности речевого общения в процессе письменного взаимодействия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 7.
- Хомутова Т. Н., Шабан А. К. М. Вежливость в деловом дискурсе: интегральный подход // Когнитивные исследования языка. 2023. № 4 (55).
- Шамов А. Н. Когнитивная парадигма в обучении лексической стороне иноязычной речи. Н. Новгород: Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009.
- Шамьенова Г. Р. Принцип вежливости как особая коммуникативно-прагматическая категория в русском речевом общении: дисс. … к. филол. н. Саратов, 2000.
- Шимичев А. С., Клюева М. И. Формирование межкультурной компетенции учащихся на основе коммуникативного чтения на иностранном языке // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006.
- Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.
- Hofstede G. Culture and Organizations: Software of the Mind. L.: McGraw-Hill, 1991.
- Leech G. N. Principles of Pragmatics. L. – N. Y.: Longman, 1983.
- Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts: Eine Einführung. Berlin: Langenscheidt, 1993.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 сентября 2024.
- Опубликована: 7 ноября 2024.
Ключевые слова
- межкультурное взаимодействие
- межкультурная компетенция
- вежливость
- речевой этикет
- этикетные речевые акты
- обучение иностранному языку
- студенты неязыковых вузов
- intercultural interaction
- intercultural competence
- politeness
- speech etiquette
- etiquette speech acts
- foreign language learning
- students of non-language universities
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»