Formation of speech-thinking activity in preschoolers with severe speech disorders through working with literary texts in an inclusive education setting
Abstract
The article summarizes the experience of corrective-educational work with preschool children with severe speech disorders in an inclusive education setting. The study aims to identify the pedagogical conditions for corrective-educational work focused on developing the speech-thinking activity of children with severe speech disorders, using literary texts with similar plots within the framework of speech therapy sessions. The article outlines a step-by-step approach to working with literary texts featuring similar plots and characters, along with their brief summaries. Cognitive, speech-thinking, and textual activities of preschoolers are implemented through preliminary familiarization with the plot, comparing and summarizing the characters’ perspectives and analyzing their actions, identifying lexical similarities between texts, and exploring the diversity of characters’ actions and behaviors, as well as engaging in substitution and modeling of verbal text within an imagery-based graphic system. This approach constitutes the scientific novelty of the study. The results of the study highlight the need for further investigation into optimal pedagogical conditions for incorporating literary works with similar plots into the educational process of preschool groups with a combined focus, aiming to stimulate speech-thinking activity in preschoolers with varying levels of speech development (both typical and with severe speech disorders).
References
- Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. № 4 (56).
- Арсеньева М. В., Куликова Я. Г., Лебедева И. Н., Ушакова А. В., Юрченко Т. И. Многофункциональные кубики: учебно-методическое пособие: в 3 ч. М.: Изд-во УМЦ «Добрый мир», 2024. Ч. 3. Игры и занятия с дошкольниками по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Ахутина Т. В. Модель порождения речи школы Л. С. Выготского: основы и верификация // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2022. Т. 164. № 1-2.
- Ахутина Т. В., Засыпкина К. В., Романова А. А. Анализ смысловой стороны речи у детей 5-7 лет с точки зрения концепции речемышления Л. С. Выготского // Система языка и языковое мышление / под ред. Е. Ф. Кирова и Г. М. Богомазова. М.: Либроком, 2009.
- Балчюниеине И., Корнев А. Н. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. № 3.
- Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. 2008. № 4.
- Белкин П. Ю, Лебедева И. Н., Митрачкова М. В., Юрченко Т. И. Методические рекомендации к организации и проведению педагогической диагностики и мониторинга развития детей в детском саду: учебно-методическое пособие для педагогов / под общ. ред. проф. Л. Б. Баряевой. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2024.
- Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3.
- Волковская Т. Н., Левченко И. Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. 2020. № 3.
- Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2006.
- Ворошилова Е. Л., Грибова О. Е., Дымкова А. Ю., Кошечкина Т. В., Виноградова Ю. Д., Малкова И. В. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 7.
- Глухов В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития // Среднее профессиональное образование. 2014. № 10.
- Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 2018. № 1.
- Елисеева М. Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста // Русский язык в школе. 2017. № 6.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
- Залевская А. А. Вопросы теории самоконтроля в свете моделирования речемыслительной деятельности // Слово и текст: психолингвистический подход. 2015. № 15.
- Лалаева Р. И. Реализация онтогенетического подхода при определении взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3. № 1.
- Лебедева И. Н. Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2023. № 4.
- Лебедева И. Н., Газиева Я. З. Особенности речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при изучении сказок со схожим сюжетом // Специальное образование. 2024. № 2 (74).
- Лебедева И. Н., Лопатина Л. В. Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. № 51 (1).
- Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.
- Леонович Е. Н. Система дидактических условий формирования речемыслительной деятельности на основе моделирования процесса усвоения родного языка (на примере обучения младших школьников русскому языку): дисс. … д. пед. н. М., 2000.
- Лопатина Л. В. Подходы к диагностике и коррекции системной речевой недостаточности у дошкольников // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / науч. ред. В. П. Крючков; ред.-сост. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов: Саратовский источник, 2019.
- Медникова Л. С., Пекишева Е. В. Онтогенез знаково-символической деятельности: от теоретического анализа проблемы к практике формирования семиотической функции сознания детей с проблемами в развитии // Дефектология. 2016. № 6.
- Салмина Н. Г., Звонова Е. В. Развитие символической функции в концепции диалога культур // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 2.
- Сахарный Л. В., Штерн А. С. Набор ключевых слов как тип текста // Слово отзовется: памяти Аллы Соломоновны Штерн и Леонида Вольковича Сахарного: сборник статей / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2006.
- Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Инновационные технологии обучения рассказыванию детей с ОНР, имеющих нарушения зрения // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Юкод», 2019.
- Чиркина Г. В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. Архангельск: Поморский университет, 2009.
- Чуприкова Н. И. Перспективы решения психофизиологической проблемы: деятельность мозга, психика и явления сознания // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2.
- Шахнарович А. М. Семантика в онтогенезе речи // Вопросы психолингвистики. 2014. № 22.
Author information
About this article
The article was written while carrying out urgent fundamental scientific investigations by the scholars of Herzen State Pedagogical University of Russia with a degree of Candidate of Sciences. Herzen University, 48, Moika Emb., St. Petersburg, Russia, 191186.
Publication history
- Received: October 8, 2024.
- Published: November 25, 2024.
Keywords
- педагогические условия коррекционно-образовательной работы
- активизация речемыслительной деятельности
- дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи
- инклюзивное образование
- работа с текстами литературных произведений
- pedagogical conditions of corrective-educational work
- activation of speech-thinking activity
- preschool children with severe speech disorders
- inclusive education
- working with literary texts
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC