• Научная статья
  • 25 ноября 2024
  • Открытый доступ

Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи при работе с текстами литературных произведений в условиях инклюзивного образования

Аннотация

В статье обобщается опыт проведения коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) в условиях инклюзивного образования. Цель исследования – определить педагогические условия коррекционно-образовательной работы по развитию речемыслительной деятельности детей с ТНР на основе текстов литературных произведений со схожим сюжетом в форме логопедических занятий. В статье представлена последовательность работы с текстами литературных произведений, включающих сходный сюжет и героев, на основе их краткого изложения. Познавательная, речемыслительная и текстовая деятельность дошкольников реализуется в процессе предварительного знакомства детей с сюжетом, сравнения и обобщения позиции героев и анализа их поступков, выделения лексического сходства текстов и разнообразия поступков и действий героев, привлечения действий замещения и моделирования вербального текста в образно-графической системе, что определяет научную новизну исследования. Полученные результаты исследования актуализируют дальнейший поиск оптимальных педагогических условий включения литературных произведений со схожим сюжетом в образовательный процесс дошкольных групп комбинированной направленности с целью активизации речемыслительной деятельности дошкольников с разным уровнем речевого развития (как с нормальным речевым развитием, так и с тяжёлыми нарушениями речи).

Источники

  1. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. № 4 (56).
  2. Арсеньева М. В., Куликова Я. Г., Лебедева И. Н., Ушакова А. В., Юрченко Т. И. Многофункциональные кубики: учебно-методическое пособие: в 3 ч. М.: Изд-во УМЦ «Добрый мир», 2024. Ч. 3. Игры и занятия с дошкольниками по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
  3. Ахутина Т. В. Модель порождения речи школы Л. С. Выготского: основы и верификация // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2022. Т. 164. № 1-2.
  4. Ахутина Т. В., Засыпкина К. В., Романова А. А. Анализ смысловой стороны речи у детей 5-7 лет с точки зрения концепции речемышления Л. С. Выготского // Система языка и языковое мышление / под ред. Е. Ф. Кирова и Г. М. Богомазова. М.: Либроком, 2009.
  5. Балчюниеине И., Корнев А. Н. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. № 3.
  6. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. 2008. № 4.
  7. Белкин П. Ю, Лебедева И. Н., Митрачкова М. В., Юрченко Т. И. Методические рекомендации к организации и проведению педагогической диагностики и мониторинга развития детей в детском саду: учебно-методическое пособие для педагогов / под общ. ред. проф. Л. Б. Баряевой. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2024.
  8. Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3.
  9. Волковская Т. Н., Левченко И. Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология. 2020. № 3.
  10. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2006.
  11. Ворошилова Е. Л., Грибова О. Е., Дымкова А. Ю., Кошечкина Т. В., Виноградова Ю. Д., Малкова И. В. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 7.
  12. Глухов В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития // Среднее профессиональное образование. 2014. № 10.
  13. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 2018. № 1.
  14. Елисеева М. Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста // Русский язык в школе. 2017. № 6.
  15. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  16. Залевская А. А. Вопросы теории самоконтроля в свете моделирования речемыслительной деятельности // Слово и текст: психолингвистический подход. 2015. № 15.
  17. Лалаева Р. И. Реализация онтогенетического подхода при определении взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3. № 1.
  18. Лебедева И. Н. Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2023. № 4.
  19. Лебедева И. Н., Газиева Я. З. Особенности речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при изучении сказок со схожим сюжетом // Специальное образование. 2024. № 2 (74).
  20. Лебедева И. Н., Лопатина Л. В. Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. № 51 (1).
  21. Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.
  22. Леонович Е. Н. Система дидактических условий формирования речемыслительной деятельности на основе моделирования процесса усвоения родного языка (на примере обучения младших школьников русскому языку): дисс. … д. пед. н. М., 2000.
  23. Лопатина Л. В. Подходы к диагностике и коррекции системной речевой недостаточности у дошкольников // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / науч. ред. В. П. Крючков; ред.-сост. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов: Саратовский источник, 2019.
  24. Медникова Л. С., Пекишева Е. В. Онтогенез знаково-символической деятельности: от теоретического анализа проблемы к практике формирования семиотической функции сознания детей с проблемами в развитии // Дефектология. 2016. № 6.
  25. Салмина Н. Г., Звонова Е. В. Развитие символической функции в концепции диалога культур // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 2.
  26. Сахарный Л. В., Штерн А. С. Набор ключевых слов как тип текста // Слово отзовется: памяти Аллы Соломоновны Штерн и Леонида Вольковича Сахарного: сборник статей / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2006.
  27. Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Инновационные технологии обучения рассказыванию детей с ОНР, имеющих нарушения зрения // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Юкод», 2019.
  28. Чиркина Г. В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. Архангельск: Поморский университет, 2009.
  29. Чуприкова Н. И. Перспективы решения психофизиологической проблемы: деятельность мозга, психика и явления сознания // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2.
  30. Шахнарович А. М. Семантика в онтогенезе речи // Вопросы психолингвистики. 2014. № 22.

Информация об авторах

Лебедева Ирина Николаевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Ушакова Александра Вадимовна

Детский сад № 83 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Информация о статье

Статья подготовлена при выполнении перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ учеными Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, имеющими ученую степень кандидата наук. РГПУ им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 октября 2024.
  • Опубликована: 25 ноября 2024.

Ключевые слова

  • педагогические условия коррекционно-образовательной работы
  • активизация речемыслительной деятельности
  • дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи
  • инклюзивное образование
  • работа с текстами литературных произведений
  • pedagogical conditions of corrective-educational work
  • activation of speech-thinking activity
  • preschool children with severe speech disorders
  • inclusive education
  • working with literary texts

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)