• Original research article
  • December 23, 2024
  • Open access

Teaching students reasoned monologue-argument in English based on the TED Talks video resource

Abstract

The purpose of the study is to theoretically substantiate the effectiveness of using the TED Talks educational resource for step–by-step teaching of monologue reasoning in English lessons. The article details the requirements for the development of monologue speech skills of students at the stage of secondary general education, taking into account the federal state educational standard and the federal work program; reveals the main characteristics of reasoning as a type of monologue; educes the difficulties of teaching students monologue reasoning. The scientific novelty of the research lies in the creation of a step-by-step technology for teaching monologue reasoning to high school students using the TED Talks resource. As a result, methodological recommendations are presented for teachers working in the 10th grade of the humanities profile on teaching monologue reasoning to schoolchildren using materials from the TED Talks digital platform.

References

  1. Абидуева А. Н. Обучение монологическому высказыванию на английском языке на разных этапах обучения // Проблемы контрастивной лингвистики в системе преподавания неродных языков: сборник трудов межвузовской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 29 апреля 2020 г.). М.: Спутник+, 2020.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  3. Алипулатова Н. С., Гасанбекова С. Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в условиях модернизации педагогического образования: сборник трудов студенческой научно-практической конференции (г. Махачкала, 21 ноября 2023 г.). Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, 2023.
  4. Асташова В. И. Обучение учащихся старших классов монологической речи на английском языке на примере темы «Environmental issues» // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2-4 декабря 2020 г.): в 2 ч. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. Ч. 1.
  5. Аюрова А. В. Трудности обучения монологу-рассуждению в английском языке в 2022 // Модернизация современного образования и совершенствование педагогической деятельности: сборник статей III международной научно-практической конференции (г. Пенза, 5 июня 2022 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2022.
  6. Бадретдинова Р. Р. Использование ресурсов сети интернет для обучения монологическому высказыванию в формате ОГЭ // Настоящее и будущее современных научных направлений: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Кемерово, 30 марта 2020 г.). Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2020.
  7. Бекназарян Л. А., Абдурахманова П. Д. Обучение аргументированному высказыванию студентов – будущих юристов // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 2.
  8. Бим И. Л., Хуторской А. В. Компетентностный подход к образованию и обучение иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
  9. Благодетелева Н. К. Развитие навыков и умений публичного выступления на английском языке на основе тренинговых технологий // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106).
  10. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н. Ф., Акимова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017.
  11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: Академия, 2015.
  12. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982.
  13. Гребенникова А. Е., Чмых И. Е. Особенности использования видеоматериала как средства обучения монологической речи на уроках английского языка в старшей школе // Педагогический журнал. 2024. Т. 14. № 4А.
  14. Гуназа А. И., Милованова Л. А. Развитие умений монологической речи старшеклассников с опорой на вербальную и изобразительную наглядность (английский язык, среднее общее образование) // На пути к профессиональному мастерству: лингводидактика: сборник трудов конференции (г. Москва, 1-31 декабря 2020 г.). М.: Языки народов мира, 2023.
  15. Данилин М. В. Проблема измерения степени аутентичности в процессе отбора видеоматериалов как средств обучения иностранному языку // Наука и школа. 2021. № 3.
  16. Дубаков А. В., Кузьменкина Е. В. Использование сервиса TED Talks в обучении иностранному языку // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2.
  17. Дурмаз Н. О. Монологическое высказывание как один из компонентов коммуникативной технологии обучения иностранному (английскому языку) // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2022. № 3 (18).
  18. Еремина И. А. Рассуждение как переходный тип между монологом и диалогом: дисс. … к. филол. н. М., 2004.
  19. Есина Л. С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий // Современное педагогическое образование. 2019. № 7.
  20. Зарипова Н. Р. К вопросу о функциональной принадлежности текстов выступлений TED Talks // Достижения вузовской науки 2019: сборник статей VIII международного научно-исследовательского конкурса (г. Пенза, 20 апреля 2019 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2019.
  21. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991.
  22. Иванова Е. А., Король Е. В. Использование социальной сети TikTok в обучении монологу // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 5-1.
  23. Канаева Е. А., Лисицына Т. Н. Особенности обучения монологической речи на уроках английского языка в старших классах с использованием цифровых образовательных ресурсов // Молодая наука Арктики: материалы научно-практической конференции Института лингвистики Мурманского арктического государственного университета (г. Мурманск, 20-28 апреля 2022 г.). Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022.
  24. Кириллова А. В., Ильин А. Е. Использование дискуссионных форм работы в обучении монологической речи на уроках английского языка в старших классах // Актуальные вопросы иноязычного образования в контексте межкультурного взаимодействия: сборник научный статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2024.
  25. Корзун О. О. Иноязычная произносительная культура как компонент межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-2 (72).
  26. Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
  27. Королева Е. В., Шимичев А. С., Тарасова О. М. Обучение иноязычной монологической речи с использованием инфографики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3.
  28. Корченкина Д. В. Обучение иноязычной монологической речи учащихся основной школы в условиях электронного (онлайн) обучения // Проблемы модернизации иноязычного образования в трансформационных условиях: материалы XXVIII международной научно-практической конференции (г. Самара, 25 марта 2023 г.). Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2023.
  29. Краснова А. Н., Семенова Е. С. Подкасты как средство развития умений аудирования и монологической речи на уроках английского языка в школе // Вестник педагогических наук. 2022. № 7.
  30. Кузнецова Л. Ю. Формирование навыков монологической речи на основе использования опор на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight» // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2021. № 14.
  31. Леонтьев А. А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. № 1.
  32. Леонтьев А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Русский язык, 1991.
  33. Малых С. А. Обучение монологической речи на уроке английского языка // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам XVI международной научно-практической конференции (г. Анапа, 27 ноября 2020 г.). Анапа: Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов, 2020.
  34. Милованова Л. А. Формирование презентационных умений старшеклассников на уроках иностранного языка // Lingua Mobilis. 2010. № 3 (22).
  35. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.
  36. Носкова М. В., Воложанина Н. Ю. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения англоязычной устной речи // Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков: материалы II региональной научно-практической конференции (г. Иркутск, 25 марта 2016 г.). Иркутск: Репроцентр А1, 2016.
  37. Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения // Цивилизация знаний: российские реалии: сборник трудов XVIII международной научной конференции (г. Москва, 21-22 апреля 2017 г.): в 2 ч. М.: Российский новый университет, 2017. Ч. 1.
  38. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.
  39. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2010.
  40. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2006.
  41. Соловова Е. Н., Родоманченко А. С. Формы контроля монологических умений в международных экзаменах по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2013. № 2.
  42. Соловьев Д. Н. Обучение видам речевой деятельности на уроках английского языка: учебное пособие. Омск: Издательский центр «Омский научный вестник», 2020.
  43. Сотникова С. С., Черникова Е. А. Концепция обучения монологической речи на английском языке // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2023. № 18.
  44. Спицына А. В., Жиркова О. П. Использование видеоматериалов при обучении устной речи // Мир – Язык – Человек: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Владимир, 2 ноября 2023 г.). Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2023.
  45. Сударикова О. Е. Цифровая платформа TED Talks как средство обучения старшеклассников монологу-рассуждению // Наука в мегаполисе = Science in a Megapolis. 2024. № 7 (63). https://mgpu-media.ru/issues/issue-63/innovatsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii/tsifrovaya-platforma-ted-talks-kak-sredstvo-obucheniya-starsheklassnikov-monologu-rassuzhdeniyu.html
  46. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие. Изд-е 3-е. М.: Либроком, 2019.
  47. Тарева Е. Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022. № 10.
  48. Тимкина Ю. Ю. Обучение иноязычной монологической речи на основе Technology Entertainment Design (TED) Talks в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
  49. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017.
  50. Трайковская Н. П. Потенциал использования видеоматериалов TED Talks в преподавании английского языка в вузе в рамках дистанционного обучения // Актуальные проблемы филологии. 2021. Т. 15.
  51. Феоктистова И. Н., Пархоменко Д. А. Лингводидактический потенциал видеодебатов в системе обучения старших школьников англоязычной монологической речи // Образование, наука, культура: традиции и современность: материалы XI всероссийской научно-практической конференции (г. Анапа, 7 июня 2024 г.). Краснодар, 2024.
  52. Фокина К. В., Тернова Л. Н., Костычева Н. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.
  53. Фролова Г. М., Перлова О. В. Учебники и учебные пособия как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык // New world. New language. New thinking: сборник материалов II ежегодной международной научно-практической конференции (г. Москва, 6 февраля 2019 г.). М.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2019.
  54. Хитрина С. С. Формирование навыка говорения при использовании аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы иноязычной филологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики: сборник научных статей XXXIV международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, 20-21 апреля 2023 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023.
  55. Холодовская И. В. Технологии обучения монологу-рассуждению на английском языке на старшем этапе в школе // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сборник научных статей XI международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 апреля 2019 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019.
  56. Языкова Н. В. Эволюция парадигм в лингводидактике глазами современника // Иностранные языки в школе. 2019. № 5.
  57. Woottipong K. Effect of Using Video Materials in the Teaching of Listening Skills for University Students // International Journal of Linguistics. 2014. Vol. 6. No. 4.

Author information

Oksana Olegovna Korzun

PhD

Moscow City University

Oksana Evgenievna Sudarikova

Moscow City University

Elena Victorovna Shtanko

Moscow City University

About this article

Publication history

  • Received: November 10, 2024.
  • Published: December 23, 2024.

Keywords

  • обучение школьников английскому языку
  • аргументированный монолог-рассуждение
  • обучение школьников монологу-рассуждению
  • применение видеоматериалов в обучении иностранному языку
  • образовательный ресурс TED Talks
  • teaching English to schoolchildren
  • reasoned monologue-argument
  • teaching monologue-argument to schoolchildren
  • the use of video materials in teaching a foreign language
  • educational resource TED Talks

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)