Обучение школьников аргументированному монологу-рассуждению на английском языке на основе видеоролика ресурса TED Talks
Аннотация
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность применения образовательного ресурса TED Talks для поэтапного обучения монологу-рассуждению на уроках по английскому языку. В статье детализированы требования к развитию умений монологической речи обучающихся на этапе среднего общего образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта и федеральной рабочей программы; раскрыты основные характеристики рассуждения как разновидности монолога; выявлены трудности обучения учащихся монологу-рассуждению. Научная новизна исследования заключается в создании пошаговой технологии обучения старших школьников монологу-рассуждению с использованием ресурса TED Talks. В результате представлены методические рекомендации для учителей, работающих в 10 классе гуманитарного профиля, по обучению школьников монологу-рассуждению с использованием материалов цифровой платформы TED Talks.
Источники
- Абидуева А. Н. Обучение монологическому высказыванию на английском языке на разных этапах обучения // Проблемы контрастивной лингвистики в системе преподавания неродных языков: сборник трудов межвузовской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 29 апреля 2020 г.). М.: Спутник+, 2020.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Алипулатова Н. С., Гасанбекова С. Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в условиях модернизации педагогического образования: сборник трудов студенческой научно-практической конференции (г. Махачкала, 21 ноября 2023 г.). Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, 2023.
- Асташова В. И. Обучение учащихся старших классов монологической речи на английском языке на примере темы «Environmental issues» // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2-4 декабря 2020 г.): в 2 ч. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. Ч. 1.
- Аюрова А. В. Трудности обучения монологу-рассуждению в английском языке в 2022 // Модернизация современного образования и совершенствование педагогической деятельности: сборник статей III международной научно-практической конференции (г. Пенза, 5 июня 2022 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2022.
- Бадретдинова Р. Р. Использование ресурсов сети интернет для обучения монологическому высказыванию в формате ОГЭ // Настоящее и будущее современных научных направлений: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Кемерово, 30 марта 2020 г.). Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2020.
- Бекназарян Л. А., Абдурахманова П. Д. Обучение аргументированному высказыванию студентов – будущих юристов // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 2.
- Бим И. Л., Хуторской А. В. Компетентностный подход к образованию и обучение иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
- Благодетелева Н. К. Развитие навыков и умений публичного выступления на английском языке на основе тренинговых технологий // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106).
- Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н. Ф., Акимова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. Изд-е 8-е, испр. и доп. М.: Академия, 2015.
- Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982.
- Гребенникова А. Е., Чмых И. Е. Особенности использования видеоматериала как средства обучения монологической речи на уроках английского языка в старшей школе // Педагогический журнал. 2024. Т. 14. № 4А.
- Гуназа А. И., Милованова Л. А. Развитие умений монологической речи старшеклассников с опорой на вербальную и изобразительную наглядность (английский язык, среднее общее образование) // На пути к профессиональному мастерству: лингводидактика: сборник трудов конференции (г. Москва, 1-31 декабря 2020 г.). М.: Языки народов мира, 2023.
- Данилин М. В. Проблема измерения степени аутентичности в процессе отбора видеоматериалов как средств обучения иностранному языку // Наука и школа. 2021. № 3.
- Дубаков А. В., Кузьменкина Е. В. Использование сервиса TED Talks в обучении иностранному языку // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2.
- Дурмаз Н. О. Монологическое высказывание как один из компонентов коммуникативной технологии обучения иностранному (английскому языку) // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2022. № 3 (18).
- Еремина И. А. Рассуждение как переходный тип между монологом и диалогом: дисс. … к. филол. н. М., 2004.
- Есина Л. С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий // Современное педагогическое образование. 2019. № 7.
- Зарипова Н. Р. К вопросу о функциональной принадлежности текстов выступлений TED Talks // Достижения вузовской науки 2019: сборник статей VIII международного научно-исследовательского конкурса (г. Пенза, 20 апреля 2019 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2019.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991.
- Иванова Е. А., Король Е. В. Использование социальной сети TikTok в обучении монологу // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 5-1.
- Канаева Е. А., Лисицына Т. Н. Особенности обучения монологической речи на уроках английского языка в старших классах с использованием цифровых образовательных ресурсов // Молодая наука Арктики: материалы научно-практической конференции Института лингвистики Мурманского арктического государственного университета (г. Мурманск, 20-28 апреля 2022 г.). Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022.
- Кириллова А. В., Ильин А. Е. Использование дискуссионных форм работы в обучении монологической речи на уроках английского языка в старших классах // Актуальные вопросы иноязычного образования в контексте межкультурного взаимодействия: сборник научный статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2024.
- Корзун О. О. Иноязычная произносительная культура как компонент межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-2 (72).
- Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5.
- Королева Е. В., Шимичев А. С., Тарасова О. М. Обучение иноязычной монологической речи с использованием инфографики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3.
- Корченкина Д. В. Обучение иноязычной монологической речи учащихся основной школы в условиях электронного (онлайн) обучения // Проблемы модернизации иноязычного образования в трансформационных условиях: материалы XXVIII международной научно-практической конференции (г. Самара, 25 марта 2023 г.). Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2023.
- Краснова А. Н., Семенова Е. С. Подкасты как средство развития умений аудирования и монологической речи на уроках английского языка в школе // Вестник педагогических наук. 2022. № 7.
- Кузнецова Л. Ю. Формирование навыков монологической речи на основе использования опор на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight» // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2021. № 14.
- Леонтьев А. А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. № 1.
- Леонтьев А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Русский язык, 1991.
- Малых С. А. Обучение монологической речи на уроке английского языка // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам XVI международной научно-практической конференции (г. Анапа, 27 ноября 2020 г.). Анапа: Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов, 2020.
- Милованова Л. А. Формирование презентационных умений старшеклассников на уроках иностранного языка // Lingua Mobilis. 2010. № 3 (22).
- Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.
- Носкова М. В., Воложанина Н. Ю. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения англоязычной устной речи // Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков: материалы II региональной научно-практической конференции (г. Иркутск, 25 марта 2016 г.). Иркутск: Репроцентр А1, 2016.
- Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их решения // Цивилизация знаний: российские реалии: сборник трудов XVIII международной научной конференции (г. Москва, 21-22 апреля 2017 г.): в 2 ч. М.: Российский новый университет, 2017. Ч. 1.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2010.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2006.
- Соловова Е. Н., Родоманченко А. С. Формы контроля монологических умений в международных экзаменах по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2013. № 2.
- Соловьев Д. Н. Обучение видам речевой деятельности на уроках английского языка: учебное пособие. Омск: Издательский центр «Омский научный вестник», 2020.
- Сотникова С. С., Черникова Е. А. Концепция обучения монологической речи на английском языке // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2023. № 18.
- Спицына А. В., Жиркова О. П. Использование видеоматериалов при обучении устной речи // Мир – Язык – Человек: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Владимир, 2 ноября 2023 г.). Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, 2023.
- Сударикова О. Е. Цифровая платформа TED Talks как средство обучения старшеклассников монологу-рассуждению // Наука в мегаполисе = Science in a Megapolis. 2024. № 7 (63). https://mgpu-media.ru/issues/issue-63/innovatsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii/tsifrovaya-platforma-ted-talks-kak-sredstvo-obucheniya-starsheklassnikov-monologu-rassuzhdeniyu.html
- Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие. Изд-е 3-е. М.: Либроком, 2019.
- Тарева Е. Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022. № 10.
- Тимкина Ю. Ю. Обучение иноязычной монологической речи на основе Technology Entertainment Design (TED) Talks в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
- Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017.
- Трайковская Н. П. Потенциал использования видеоматериалов TED Talks в преподавании английского языка в вузе в рамках дистанционного обучения // Актуальные проблемы филологии. 2021. Т. 15.
- Феоктистова И. Н., Пархоменко Д. А. Лингводидактический потенциал видеодебатов в системе обучения старших школьников англоязычной монологической речи // Образование, наука, культура: традиции и современность: материалы XI всероссийской научно-практической конференции (г. Анапа, 7 июня 2024 г.). Краснодар, 2024.
- Фокина К. В., Тернова Л. Н., Костычева Н. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.
- Фролова Г. М., Перлова О. В. Учебники и учебные пособия как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык // New world. New language. New thinking: сборник материалов II ежегодной международной научно-практической конференции (г. Москва, 6 февраля 2019 г.). М.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2019.
- Хитрина С. С. Формирование навыка говорения при использовании аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы иноязычной филологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики: сборник научных статей XXXIV международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, 20-21 апреля 2023 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023.
- Холодовская И. В. Технологии обучения монологу-рассуждению на английском языке на старшем этапе в школе // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сборник научных статей XI международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 26 апреля 2019 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019.
- Языкова Н. В. Эволюция парадигм в лингводидактике глазами современника // Иностранные языки в школе. 2019. № 5.
- Woottipong K. Effect of Using Video Materials in the Teaching of Listening Skills for University Students // International Journal of Linguistics. 2014. Vol. 6. No. 4.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 10 ноября 2024.
- Опубликована: 23 декабря 2024.
Ключевые слова
- обучение школьников английскому языку
- аргументированный монолог-рассуждение
- обучение школьников монологу-рассуждению
- применение видеоматериалов в обучении иностранному языку
- образовательный ресурс TED Talks
- teaching English to schoolchildren
- reasoned monologue-argument
- teaching monologue-argument to schoolchildren
- the use of video materials in teaching a foreign language
- educational resource TED Talks
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»