• Review
  • January 14, 2025
  • Open access

Problems and prospects of post-Bologna reform of the higher education system in Russia: A theoretical review

Abstract

The relevance of this study is determined by the need to understand new trends in the development of higher education in Russia after the country’s exit from the Bologna system in May 2022. The author’s goal is a critical analysis and systematic review of scientific sources on pedagogy and social and humanitarian sciences (sociology and philosophy of education, political science, law, economic disciplines), which highlight the problems, contradictions and ways of reforming higher education in Russia in the context of abandoning the two-tier “Bachelor’s – Master’s degree” system and creating a national model of higher education based on traditional priorities and meeting the needs and demands of the national economy. The opinions of domestic scientists on the prospects for modernizing Russian higher education in the post-Bologna period, possible risks and scenarios for the development of domestic education in the context of the introduction of a pilot project implemented on the basis of six Russian universities from 2023 to 2026 are analyzed and compared. The novelty of the study lies in the fact that by means of content analysis of scientific texts four circles of problems are identified that should be solved in the course of current reforms, including economic, social, legal and pedagogical issues. Positive and negative results of the implementation of the Bologna reforms in Russia are described, the attitude of researchers to traditions, innovations and retro-innovations accompanying the process of reforming higher education is revealed. The circle of the most controversial issues that worry the academic community in the context of the transition to a new model of higher education, which is based on the updated format of the Russian specialist degree, is determined.

References

  1. Александрова О. А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 2. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168
  2. Александрова О. А., Файман Н. С. Неустойчивая занятость работников науки и образования: масштабы, причины, последствия // Экономическое возрождение России. 2022. № 1 (71). https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-1-71-66-74
  3. Алешковский И. А., Гаспарашвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 23. № 4.
  4. Андронова И. В., Лаптева Н. В. Болонский процесс как фактор политики реформирования системы высшего образования в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2020. Т. 20. № 4.
  5. Андрюшина Е. В. Перспективы формирования россиецентристской модели высшего образования // Государственное управление: электронный вестник. 2024. № 104. https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-104-2024-7-17
  6. Андрюшина Е. В., Григорьева Н. С. Актуальное состояние научно-экспертного дискурса о тенденциях развития российской высшей школы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_4_1_473_482
  7. Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Особенности участия университетов в трансформации системы высшего образования в России // Siberian Socium. 2022. Т. 6. № 3 (21). https://doi.org/10.21684/2587-8484-2022-6-3-76-91
  8. Бабаева А. А. Правовые аспекты реформирования системы образования Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права и законодательства: мат-лы ХVI всероссийской научно-практич. конференции (г. Красноярск, 25-26 апреля 2023 г.) / сост. Е. В. Василенко. Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2023.
  9. Бермус А. Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: ХХI век. 2015. Вып. 2 (10).
  10. Бермус А. Г. Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода: обзор гуманитарных исследований // Kant. 2022. № 1 (42).
  11. Богданова И. И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3. № 8.
  12. Богуславский М. В. Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2018. № 3 (80).
  13. Богуславский М. В. Стратегия развития современного российского образования: от системных ретроинноваций к ретроинновационной системе // Наука. Управление. Образование. 2023. № 2.
  14. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18
  15. Валицкая А. П. Постболонская ситуация и перспективы развития российского образования // Педагогика. 2023. № 8.
  16. Васкевич Т. В. Унификация национальных образовательных систем Европы как следствие Болонского процесса: проблемы и утраты // Современное образование. 2017. № 4. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.4.24916
  17. Вергелес Г. И., Граничина О. А. Отмена Болонской системы в Российской Федерации: проблемы подготовки учителя начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13. № 2.
  18. Воронин Г. П. Болонская система образования: будущее страны в опасности? // Стандарты и качество. 2021. № 5.
  19. Гилязова О. С., Замощанская А. Н. Дилемма «советские традиции – болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.26
  20. Гонтарь Н. Н. Проблемы совершенствования системы высшего образования в Российской Федерации в период 2023-2026 годов // Образование и право. 2023. № 6. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-6-392-397
  21. Григоревский Л. Б., Иващенко Г. А., Фрейберг С. А. Болонский процесс в России: история, противоречия и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 1. https://doi.org/10.18324/2224-1833-2021-1-97-103
  22. Джанджугазова Е. А. Высшее образование в поиске новой модели развития // Российские регионы: взгляд в будущее. 2023. Т. 10. № 1-2.
  23. Доровских Е. М., Савватеев А. В. Есть ли перспективы у новой реформы образования? // ЭКО. 2023. Т. 53. № 5. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-5-20-32
  24. Дроздова Е. В. Проблемы неравенства в отечественном высшем образовании в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. Т. 4. № 178.
  25. Дрондин А. Л. Отечественное высшее образование в свете выхода России из Болонского процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-175-180
  26. Жевлакович С. С. К вопросу о формировании национально-ориентированной, суверенной системы высшего образования Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2023. № 1.
  27. Жевлакович С. С. Новые песни о старом. К вопросу о первых итогах реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования // Юридическое образование и наука. 2024. № 8.
  28. Зубарева С. А. О негативных факторах интеграции высшего образования в контексте Болонского процесса (социально-философский анализ) // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17).
  29. Игнатьев В. П. Система высшего образования России: взгляд в будущее // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1.
  30. Капогузов Е. А. Реформа образования в России: идеология и институты // ЭКО. 2023. Т. 53. № 8.
  31. Кирилловых А. А. Болонский процесс в России: pro et contra // Юрист вуза. 2022. № 10.
  32. Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. https://doi.org/10.31857/S013216250025450-8
  33. Клячко Т. Л. Российская система высшего образования на переломе // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 2. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2023_2_35_51
  34. Ковалев В. В. Магистратура в зеркале реформы российского высшего образования // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. Вып. 2 (20). https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.4
  35. Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Штыхно Д. А. Деинституционализация образования в условиях глобального профессионального сдвига // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-66-74
  36. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24
  37. Константинова Л. В., Шубенкова Е. В., Ворожихин В. В., Петров А. М., Титова Е. С., Троска З. А., Искандарян Р. А., Маяков Д. М. Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023.
  38. Костенко Е. П., Гозалова А. В. Реформирование сферы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально-трудовые отношения в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4.
  39. Костюченко О. В. Негативные последствия перехода российского образования на Болонскую систему // Научный аспект. 2024. № 6.
  40. Кулаков Н. А. Реформа системы высшего образования в России: проблемы законодательного регулирования и стандартизации // Lex Russica. 2023. Т. 76. № 11 (204). https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.204.11.129-139
  41. Курбатова М. В. Управление по результатам в российском образовании: проблемы нормативного регулирования // ЭКО. 2023. Т. 53. № 3. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-3-8-26
  42. Лачина Е. А., Блохин М. С. Реформа образования в России: основные задачи, проблемы и перспективы // Мировая наука. 2023. № 6 (75).
  43. Леканова Е. Е., Хохлова Е. В. Конвергенция болонской модели образования и российской модели образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4.
  44. Лескина Н. В. Европейский регионализм в сфере образования: от Болонского процесса к Сорбонскому // Современная Европа. 2021. № 2.
  45. Литвинов В. А. О современных тенденциях реформирования образования в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103).
  46. Луценко Н. О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Российский социально-гуманитарный журнал. 2018. № 1.
  47. Манчинская Л. И., Королева Е. В. Управление процессом формирования новой модели российской высшей школы // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. https://doi.org/10.26163/GIEF.2023.70.98.033
  48. Мартынов Г. П. Будущее высшего образования в России без Болонской системы // Актуальные вопросы образования: сб. материалов национальной научно-методической конференции с межд. участием (г. Новосибирск, 14-16 марта 2023 г.): в 3 ч. Новосибирск: СГУГиТ, 2023. Ч. 1.
  49. Мартынов Г. П., Пузанова Ю. С. Особенности реализации пилотного проекта реформы 2023-2026 высшего образования в России // Актуальные вопросы образования. Трансформация системы высшего образования в новом технологическом укладе: сб. материалов межд. научно-методической конференции с межд. участием (г. Новосибирск, 19-21 марта 2024 г.): в 2 ч. Новосибирск: СГУГиТ, 2024. Ч. 2.
  50. Набилкина Л. Н. Конфликт культур: отражение Болонского процесса в российском образовании // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). https://doi.org/10.54348/SciS.2024.1.12
  51. Николенко А. Н. Отечественное образование в модусах социального времени // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология. Политология. Международные отношения». 2023. Т. 7. № 3. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-3-313-327
  52. Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 9. https://doi.org/10.18334/epp.13.9.118723
  53. Одегов Ю. Г., Гретченко А. И. Болонизация образования: идти ли модернизации по этому пути дальше? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69
  54. Орехов В. Д., Панфилова Е. А., Причина О. С., Кухаренко О. Г. Негативные факторы влияния Болонского процесса на российскую систему высшего образования // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18. № 4.
  55. Осипова Н. Г. Классическое университетское образование перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. Вып. 30 (2). https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25
  56. Перминова Л. М. Модернизация высшего образования в условиях трансформационных процессов: постболонский синдром // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается: коллект. монография / авт.-сост.: Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов, М. Н. Стриханов. М.: Эконинформ, 2022.
  57. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 3.
  58. Сенашенко В. С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. https://doi.org/10.20339/AM.12-23.009
  59. Соловьев В. П., Перескокова Т. А. «Болонские уроки» для России // Аккредитация в образовании. 2024а. № 3 (151).
  60. Соловьев В. П., Перескокова Т. А. О новой модели высшего образования в России (в порядке обсуждения) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024b. № 8. https://doi.org/10.20339/AM.08-24.008
  61. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? // Сибирский философский журнал. 2022. Т. 20. № 2. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-57-67
  62. Тхагапсоев Х. Г., Яхутлов М. М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «постболонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55
  63. Чередниченко Г. А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 3. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420
  64. Шагиева Р. В., Черкасова С. В. Болонский процесс: дорога туда и обратно // Образование и право. 2023. № 8. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-8-16-21
  65. Шелудько В. Н., Галунин С. А., Лысенко Н. В. Модернизация высшего образования в России (проблемы и перспективы) // Инженерное образование в цифровом обществе: мат-лы межд. научно-методической конференции (г. Минск, 14 марта 2024 г.): в 2 ч. Мн.: Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, 2024. Ч. 1.
  66. Шолохов А. В. Институт магистратуры в постболонской парадигме высшего образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 8-2 (83). https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-8-2-91-94
  67. Шолохов А. В., Сердюкова Ю. А. Идеология нового «постболонского» специалитета // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133).
  68. Эзрох Ю. С. Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность // ЭКО. 2016. № 2 (500).
  69. Эскиндаров М. А., Каменева Е. А. К вопросу о формировании новой национальной системы высшего образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 242. № 4. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355
  70. Яковлева Н. Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46
  71. Якушев А. Ж., Филин С. А., Великороссов В. В., Ланчаков А. Б., Балаханова Д. К. Проблемы модернизации научно-образовательной деятельности в высшей школе России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 5. https://doi.org/10.24891/ni.19.5.843

Author information

Aleksandr Grigorievich Bermus

Dr

Southern Federal University, Rostov-on-Don

About this article

Publication history

  • Received: December 1, 2024.
  • Published: January 14, 2025.

Keywords

  • выход России из Болонского процесса
  • постболонская трансформация высшего образования
  • реформирование высшего образования в России
  • образовательные реформы
  • обновленный формат российского специалитета
  • Russia’s withdrawal from the Bologna process
  • post-Bologna transformation of higher education
  • reform of higher education in Russia
  • educational reforms
  • updated format of the Russian specialist program

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)