• Обзор
  • 14 января 2025
  • Открытый доступ

Проблемы и перспективы постболонского реформирования системы высшего образования в России: теоретический обзор

Аннотация

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью осмысления новых тенденций в развитии высшего образования в России после выхода страны из Болонской системы в мае 2022 года. Целью являются критический анализ и систематический обзор научных источников по педагогике и социально-гуманитарным наукам (социология, философия образования, политология, юриспруденция, экономические дисциплины), в которых освещаются проблемы, противоречия и пути реформирования высшего образования в России в контексте отказа от двухуровневой системы «бакалавриат – магистратура» и создания национальной модели высшего образования, основанной на традиционных приоритетах и отвечающей запросам и потребностям национальной экономики. Анализируются и сопоставляются мнения отечественных ученых относительно перспектив модернизации российского высшего образования в постболонский период, возможных рисков и сценариев развития отечественного образования в условиях внедрения пилотного проекта, реализующегося на базе шести российских университетов с 2023 по 2026 г. Новизна исследования заключается в том, что представлена характеристика четырех кругов проблем, которые должны быть решены в ходе текущих реформ, включая экономическую, социальную, правоведческую и собственно педагогическую проблематику. Описываются позитивные и негативные результаты реализации Болонских реформ в России, выявляется отношение исследователей к традициям, инновациям и ретроинновациям, сопровождающим процесс реформирования высшего образования. Сформулированы наиболее дискуссионные вопросы, волнующие академическое сообщество в условиях перехода на новую модель высшего образования, в основу которой положен обновленный формат российского специалитета.

Источники

  1. Александрова О. А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 2. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168
  2. Александрова О. А., Файман Н. С. Неустойчивая занятость работников науки и образования: масштабы, причины, последствия // Экономическое возрождение России. 2022. № 1 (71). https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-1-71-66-74
  3. Алешковский И. А., Гаспарашвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 23. № 4.
  4. Андронова И. В., Лаптева Н. В. Болонский процесс как фактор политики реформирования системы высшего образования в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2020. Т. 20. № 4.
  5. Андрюшина Е. В. Перспективы формирования россиецентристской модели высшего образования // Государственное управление: электронный вестник. 2024. № 104. https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-104-2024-7-17
  6. Андрюшина Е. В., Григорьева Н. С. Актуальное состояние научно-экспертного дискурса о тенденциях развития российской высшей школы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_4_1_473_482
  7. Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Особенности участия университетов в трансформации системы высшего образования в России // Siberian Socium. 2022. Т. 6. № 3 (21). https://doi.org/10.21684/2587-8484-2022-6-3-76-91
  8. Бабаева А. А. Правовые аспекты реформирования системы образования Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права и законодательства: мат-лы ХVI всероссийской научно-практич. конференции (г. Красноярск, 25-26 апреля 2023 г.) / сост. Е. В. Василенко. Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2023.
  9. Бермус А. Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: ХХI век. 2015. Вып. 2 (10).
  10. Бермус А. Г. Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода: обзор гуманитарных исследований // Kant. 2022. № 1 (42).
  11. Богданова И. И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3. № 8.
  12. Богуславский М. В. Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2018. № 3 (80).
  13. Богуславский М. В. Стратегия развития современного российского образования: от системных ретроинноваций к ретроинновационной системе // Наука. Управление. Образование. 2023. № 2.
  14. Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18
  15. Валицкая А. П. Постболонская ситуация и перспективы развития российского образования // Педагогика. 2023. № 8.
  16. Васкевич Т. В. Унификация национальных образовательных систем Европы как следствие Болонского процесса: проблемы и утраты // Современное образование. 2017. № 4. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.4.24916
  17. Вергелес Г. И., Граничина О. А. Отмена Болонской системы в Российской Федерации: проблемы подготовки учителя начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13. № 2.
  18. Воронин Г. П. Болонская система образования: будущее страны в опасности? // Стандарты и качество. 2021. № 5.
  19. Гилязова О. С., Замощанская А. Н. Дилемма «советские традиции – болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.26
  20. Гонтарь Н. Н. Проблемы совершенствования системы высшего образования в Российской Федерации в период 2023-2026 годов // Образование и право. 2023. № 6. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-6-392-397
  21. Григоревский Л. Б., Иващенко Г. А., Фрейберг С. А. Болонский процесс в России: история, противоречия и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 1. https://doi.org/10.18324/2224-1833-2021-1-97-103
  22. Джанджугазова Е. А. Высшее образование в поиске новой модели развития // Российские регионы: взгляд в будущее. 2023. Т. 10. № 1-2.
  23. Доровских Е. М., Савватеев А. В. Есть ли перспективы у новой реформы образования? // ЭКО. 2023. Т. 53. № 5. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-5-20-32
  24. Дроздова Е. В. Проблемы неравенства в отечественном высшем образовании в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. Т. 4. № 178.
  25. Дрондин А. Л. Отечественное высшее образование в свете выхода России из Болонского процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-175-180
  26. Жевлакович С. С. К вопросу о формировании национально-ориентированной, суверенной системы высшего образования Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2023. № 1.
  27. Жевлакович С. С. Новые песни о старом. К вопросу о первых итогах реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования // Юридическое образование и наука. 2024. № 8.
  28. Зубарева С. А. О негативных факторах интеграции высшего образования в контексте Болонского процесса (социально-философский анализ) // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17).
  29. Игнатьев В. П. Система высшего образования России: взгляд в будущее // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 1.
  30. Капогузов Е. А. Реформа образования в России: идеология и институты // ЭКО. 2023. Т. 53. № 8.
  31. Кирилловых А. А. Болонский процесс в России: pro et contra // Юрист вуза. 2022. № 10.
  32. Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. https://doi.org/10.31857/S013216250025450-8
  33. Клячко Т. Л. Российская система высшего образования на переломе // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 2. https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2023_2_35_51
  34. Ковалев В. В. Магистратура в зеркале реформы российского высшего образования // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. Вып. 2 (20). https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.4
  35. Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Штыхно Д. А. Деинституционализация образования в условиях глобального профессионального сдвига // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-66-74
  36. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24
  37. Константинова Л. В., Шубенкова Е. В., Ворожихин В. В., Петров А. М., Титова Е. С., Троска З. А., Искандарян Р. А., Маяков Д. М. Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023.
  38. Костенко Е. П., Гозалова А. В. Реформирование сферы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально-трудовые отношения в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4.
  39. Костюченко О. В. Негативные последствия перехода российского образования на Болонскую систему // Научный аспект. 2024. № 6.
  40. Кулаков Н. А. Реформа системы высшего образования в России: проблемы законодательного регулирования и стандартизации // Lex Russica. 2023. Т. 76. № 11 (204). https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.204.11.129-139
  41. Курбатова М. В. Управление по результатам в российском образовании: проблемы нормативного регулирования // ЭКО. 2023. Т. 53. № 3. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-3-8-26
  42. Лачина Е. А., Блохин М. С. Реформа образования в России: основные задачи, проблемы и перспективы // Мировая наука. 2023. № 6 (75).
  43. Леканова Е. Е., Хохлова Е. В. Конвергенция болонской модели образования и российской модели образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4.
  44. Лескина Н. В. Европейский регионализм в сфере образования: от Болонского процесса к Сорбонскому // Современная Европа. 2021. № 2.
  45. Литвинов В. А. О современных тенденциях реформирования образования в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103).
  46. Луценко Н. О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Российский социально-гуманитарный журнал. 2018. № 1.
  47. Манчинская Л. И., Королева Е. В. Управление процессом формирования новой модели российской высшей школы // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. https://doi.org/10.26163/GIEF.2023.70.98.033
  48. Мартынов Г. П. Будущее высшего образования в России без Болонской системы // Актуальные вопросы образования: сб. материалов национальной научно-методической конференции с межд. участием (г. Новосибирск, 14-16 марта 2023 г.): в 3 ч. Новосибирск: СГУГиТ, 2023. Ч. 1.
  49. Мартынов Г. П., Пузанова Ю. С. Особенности реализации пилотного проекта реформы 2023-2026 высшего образования в России // Актуальные вопросы образования. Трансформация системы высшего образования в новом технологическом укладе: сб. материалов межд. научно-методической конференции с межд. участием (г. Новосибирск, 19-21 марта 2024 г.): в 2 ч. Новосибирск: СГУГиТ, 2024. Ч. 2.
  50. Набилкина Л. Н. Конфликт культур: отражение Болонского процесса в российском образовании // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). https://doi.org/10.54348/SciS.2024.1.12
  51. Николенко А. Н. Отечественное образование в модусах социального времени // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология. Политология. Международные отношения». 2023. Т. 7. № 3. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-3-313-327
  52. Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 9. https://doi.org/10.18334/epp.13.9.118723
  53. Одегов Ю. Г., Гретченко А. И. Болонизация образования: идти ли модернизации по этому пути дальше? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_5_61_69
  54. Орехов В. Д., Панфилова Е. А., Причина О. С., Кухаренко О. Г. Негативные факторы влияния Болонского процесса на российскую систему высшего образования // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18. № 4.
  55. Осипова Н. Г. Классическое университетское образование перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2024. Вып. 30 (2). https://doi.org/10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25
  56. Перминова Л. М. Модернизация высшего образования в условиях трансформационных процессов: постболонский синдром // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается: коллект. монография / авт.-сост.: Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов, М. Н. Стриханов. М.: Эконинформ, 2022.
  57. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 3.
  58. Сенашенко В. С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. https://doi.org/10.20339/AM.12-23.009
  59. Соловьев В. П., Перескокова Т. А. «Болонские уроки» для России // Аккредитация в образовании. 2024а. № 3 (151).
  60. Соловьев В. П., Перескокова Т. А. О новой модели высшего образования в России (в порядке обсуждения) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024b. № 8. https://doi.org/10.20339/AM.08-24.008
  61. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? // Сибирский философский журнал. 2022. Т. 20. № 2. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2022-20-2-57-67
  62. Тхагапсоев Х. Г., Яхутлов М. М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «постболонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55
  63. Чередниченко Г. А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 3. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_8_407_420
  64. Шагиева Р. В., Черкасова С. В. Болонский процесс: дорога туда и обратно // Образование и право. 2023. № 8. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-8-16-21
  65. Шелудько В. Н., Галунин С. А., Лысенко Н. В. Модернизация высшего образования в России (проблемы и перспективы) // Инженерное образование в цифровом обществе: мат-лы межд. научно-методической конференции (г. Минск, 14 марта 2024 г.): в 2 ч. Мн.: Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, 2024. Ч. 1.
  66. Шолохов А. В. Институт магистратуры в постболонской парадигме высшего образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 8-2 (83). https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-8-2-91-94
  67. Шолохов А. В., Сердюкова Ю. А. Идеология нового «постболонского» специалитета // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133).
  68. Эзрох Ю. С. Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность // ЭКО. 2016. № 2 (500).
  69. Эскиндаров М. А., Каменева Е. А. К вопросу о формировании новой национальной системы высшего образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 242. № 4. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-242-4-346-355
  70. Яковлева Н. Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 1. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_3_36_46
  71. Якушев А. Ж., Филин С. А., Великороссов В. В., Ланчаков А. Б., Балаханова Д. К. Проблемы модернизации научно-образовательной деятельности в высшей школе России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 5. https://doi.org/10.24891/ni.19.5.843

Информация об авторах

Бермус Александр Григорьевич

д. пед. н., проф.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 декабря 2024.
  • Опубликована: 14 января 2025.

Ключевые слова

  • выход России из Болонского процесса
  • постболонская трансформация высшего образования
  • реформирование высшего образования в России
  • образовательные реформы
  • обновленный формат российского специалитета
  • Russia’s withdrawal from the Bologna process
  • post-Bologna transformation of higher education
  • reform of higher education in Russia
  • educational reforms
  • updated format of the Russian specialist program

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)