• Original research article
  • February 12, 2025
  • Open access

A child's home room as a developmental environment for preschoolers

Abstract

The purpose of the study is to elaborate a psychological and pedagogical approach to designing children's rooms as a developing environment for younger preschoolers. The article describes the psychological characteristics of younger preschoolers: the child's need for autonomy and independence; emphasis on psychomotor and psychosensory development; play as a leading type of activity; the formation of a child's self-esteem. It is shown how these psychological features must be taken into account when designing children's rooms. The scientific novelty of the research lies in the working out of an approach to the design of home children's rooms for younger preschoolers as a developing environment based on the consideration of the psychological characteristics of children of this age. As a result of the study, four groups of recommendations were formulated for the creation of home children's rooms: safety, physical accessibility, zoning of the premises, and individualization. An algorithm for the development of functional zoning and subject-spatial content of children's rooms as a developing educational environment for younger preschoolers was presented. Examples of home nursery plans are given, taking into account the suggested recommendations. The psychological and pedagogical approach to designing home children's rooms contributes to the development and education of younger preschoolers.

References

  1. Артамонова Д. А., Аккуратова Е. С. Дизайн предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в контексте гармоничного психологического развития ребенка // Искусство и дизайн: история и практика: материалы VII всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 30 мая 2022 г.). СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, 2022.
  2. Байгузина И. Э. Теоретические основы проблемы формирования сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности в психолого-педагогических исследованиях // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы III всероссийской научно-практической конференции (г. Чебоксары, 15 декабря 2023 г.). Чебоксары: Среда, 2023.
  3. Белкина В. Н., Шакирова Е. В. Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3.
  4. Бирюкова Н. А. Дизайн интерьера детской комнаты как фактор воспитания и развития ребенка // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры. 2016. Т. 2.
  5. Власова З. И. Влияние кризиса трех лет на познавательное развитие дошкольника // Психология обучения. 2007. № 10.
  6. Газетдинова Т. И. Интерьер детской комнаты // Проектирование и научное исследование в дизайн-образовании: сборник статей XV международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов (г. Набережные Челны, 27 апреля 2018 г.). Набережные Челны: Камский институт искусств и дизайна, 2018.
  7. Глазырина Л. Д. Занятие по физической культуре в младшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Мн.: НМЦентр, 2000.
  8. Грашин А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М.: Архитектура-С, 2008.
  9. Давыд В. С. Значение предметного дизайна интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка // Аллея науки. 2016. № 3 (3).
  10. Депсамес Л. П. Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4).
  11. Депсамес Л. П., Гизатуллина Е. А. Влияние предметно-пространственной среды на художественно-эстетическое развитие обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
  12. Дмитриева В. Д. Это же ребенок! Школа адекватных родителей. М.: Эксмо, 2019.
  13. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992.
  14. Еремеева Е. Н. Адаптация детей к детскому образовательному учреждению и кризис 3-х лет // Образование и наука в современных реалиях: материалы международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 24 августа 2022 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022.
  15. Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2004.
  16. Крымгужина З. З. Требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4.
  17. Кульчинская А. В. Формирование детской среды на примере дизайн-проекта детской комнаты // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IX международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (г. Витебск, 23 апреля 2021 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2021.
  18. Куриленко О. Н., Волкодаева И. Б. Анализ пространства и мебельной эргономики в детском дошкольном учреждении // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 34-2.
  19. Лаптева Е. А., Марченко М. Н. Этапы анализа помещения в дизайн-проектировании жилого модуля. Понятие «удачное пространство» // Наукосфера. 2023. № 1-1.
  20. Лисициан М. В. Архитектурное проектирование жилых зданий. М.: Архитектура-С, 2006.
  21. Макеева Ж. Р. О роли сенсомоторного метода в музыкальном воспитании детей // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3).
  22. Марченко М. Н., Гламаздина А. Н. Физиологические и эргономические особенности проектирования детской комнаты // Наукосфера. 2023. № 11-1.
  23. Молькова Е. Ю., Щербакова М. В. Влияние дизайна интерьера детской комнаты на творческое развитие ребенка дошкольного возраста // Сборник докладов VII всероссийского фестиваля науки (г. Нижний Новгород, 04-05 октября 2017 г.): в 2 т. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. Т. 2.
  24. Морозова Е. А., Марченко М. Н. Дизайн-проектирование интерьера частного дома, специфика и эргономика // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сборник трудов конференции (г. Краснодар, 17-22 апреля 2023 г.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023.
  25. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
  26. Полякова Е. А., Ермакова А. А., Николаев Е. В. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период детского возрастного кризиса трех лет // Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 6 (19).
  27. Пятков А. С., Ильин К. С. Интерьер детской комнаты: учебное пособие. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022.
  28. Радькова Н. В., Сергеева А. И. Применение нейропсихологических технологий для коррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы: сборник научных статей II международного форума, посвященного Году семьи (г. Воронеж, 16-18 мая 2024 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024.
  29. Раннев В. Р. Интерьер: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1987.
  30. Рунге В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2006.
  31. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. М.: М3-Пресс, 2003.
  32. Саляева Т. В. Эргономика: учеб.-методич. пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017a.
  33. Саляева Т. В. Эргономические особенности построения детской комнаты // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017b. Т. 1.
  34. Сиротюк А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2014.
  35. Скребцова Е. А. Флористика как средство сенсомоторного развития у дошкольников с нарушениями речи // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1.
  36. Ткаченко Т. А. Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М.: Гном и Д., 2001.
  37. Тухватулина М. М. Особенности проектирования детской комнаты под девизом «Детская мечта» // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XIII международной научно-практической конференции (г. Омск, 22-24 апреля 2014 г.). Омск: Омский государственный технический университет, 2014.
  38. Хамукова Б. Х., Шхахутова З. З., Бгуашева З. К. Ресурсные возможности предметно-развивающей среды в сенсорном воспитании младших дошкольников // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 11-12.
  39. Хмелевский Ю. П., Аппель А. В. Использование эргономического исследования в дизайн-проектировании детского спального места // Молодежь и современные информационные технологии: сборник трудов XIX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Томск, 21-25 марта 2022 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2022.
  40. Шендина Д. А., Ажгихин С. Г. Этапы проектирования детского жилого помещения // Дизайн-образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов конференции (г. Краснодар, 15-16 ноября 2016 г.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016.
  41. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.

Author information

Evgeniya Igorevna Vinogardova

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

About this article

Publication history

  • Received: November 26, 2024.
  • Published: February 12, 2025.

Keywords

  • развитие младшего дошкольника
  • развивающая среда для ребенка
  • зонирование помещения и предметно-пространственное наполнение детской комнаты
  • детская комната младшего дошкольника
  • рекомендации по проектированию детских комнат
  • early childhood development
  • developmentally appropriate environment
  • child's play space design
  • preschooler's bedroom design
  • room zoning and spatial organization for children
  • recommendations for designing children's rooms
  • play space design for preschoolers

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)