Домашняя детская комната как развивающая среда для младших дошкольников
Аннотация
Цель исследования – выработать психолого-педагогический подход к проектированию детских комнат как развивающей среды для младших дошкольников. В статье описаны психологические особенности младших дошкольников: потребность ребенка в автономности и самостоятельности; акцент на психомоторном и психосенсорном развитии; игра как ведущий тип деятельности; формирование самооценки ребенка. Показано, каким образом данные психологические особенности необходимо учитывать при проектировании детских комнат. Научная новизна исследования заключается в выработке подхода к проектированию домашних детских комнат для младших дошкольников как развивающей среды на основе учета психологических особенностей детей данного возраста. В результате исследования были выработаны четыре группы рекомендаций по созданию домашних детских комнат: безопасность, физическая доступность, зонирование помещения, индивидуализация. Был представлен алгоритм по разработке функционального зонирования и предметно-пространственного наполнения детских комнат как развивающей образовательной среды для младших дошкольников. Приведены примеры планов домашних детских комнат с учетом предложенных рекомендаций. Психолого-педагогический подход к проектированию домашних детских комнат способствует развитию и образованию младших дошкольников.
Источники
- Артамонова Д. А., Аккуратова Е. С. Дизайн предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в контексте гармоничного психологического развития ребенка // Искусство и дизайн: история и практика: материалы VII всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 30 мая 2022 г.). СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, 2022.
- Байгузина И. Э. Теоретические основы проблемы формирования сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности в психолого-педагогических исследованиях // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы III всероссийской научно-практической конференции (г. Чебоксары, 15 декабря 2023 г.). Чебоксары: Среда, 2023.
- Белкина В. Н., Шакирова Е. В. Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3.
- Бирюкова Н. А. Дизайн интерьера детской комнаты как фактор воспитания и развития ребенка // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных: в 2 т. Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры. 2016. Т. 2.
- Власова З. И. Влияние кризиса трех лет на познавательное развитие дошкольника // Психология обучения. 2007. № 10.
- Газетдинова Т. И. Интерьер детской комнаты // Проектирование и научное исследование в дизайн-образовании: сборник статей XV международной научно-практической конференции молодых ученых, преподавателей и студентов (г. Набережные Челны, 27 апреля 2018 г.). Набережные Челны: Камский институт искусств и дизайна, 2018.
- Глазырина Л. Д. Занятие по физической культуре в младшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Мн.: НМЦентр, 2000.
- Грашин А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М.: Архитектура-С, 2008.
- Давыд В. С. Значение предметного дизайна интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка // Аллея науки. 2016. № 3 (3).
- Депсамес Л. П. Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4).
- Депсамес Л. П., Гизатуллина Е. А. Влияние предметно-пространственной среды на художественно-эстетическое развитие обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
- Дмитриева В. Д. Это же ребенок! Школа адекватных родителей. М.: Эксмо, 2019.
- Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992.
- Еремеева Е. Н. Адаптация детей к детскому образовательному учреждению и кризис 3-х лет // Образование и наука в современных реалиях: материалы международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 24 августа 2022 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022.
- Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2004.
- Крымгужина З. З. Требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4.
- Кульчинская А. В. Формирование детской среды на примере дизайн-проекта детской комнаты // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IX международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (г. Витебск, 23 апреля 2021 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2021.
- Куриленко О. Н., Волкодаева И. Б. Анализ пространства и мебельной эргономики в детском дошкольном учреждении // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 34-2.
- Лаптева Е. А., Марченко М. Н. Этапы анализа помещения в дизайн-проектировании жилого модуля. Понятие «удачное пространство» // Наукосфера. 2023. № 1-1.
- Лисициан М. В. Архитектурное проектирование жилых зданий. М.: Архитектура-С, 2006.
- Макеева Ж. Р. О роли сенсомоторного метода в музыкальном воспитании детей // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3).
- Марченко М. Н., Гламаздина А. Н. Физиологические и эргономические особенности проектирования детской комнаты // Наукосфера. 2023. № 11-1.
- Молькова Е. Ю., Щербакова М. В. Влияние дизайна интерьера детской комнаты на творческое развитие ребенка дошкольного возраста // Сборник докладов VII всероссийского фестиваля науки (г. Нижний Новгород, 04-05 октября 2017 г.): в 2 т. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. Т. 2.
- Морозова Е. А., Марченко М. Н. Дизайн-проектирование интерьера частного дома, специфика и эргономика // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сборник трудов конференции (г. Краснодар, 17-22 апреля 2023 г.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023.
- Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
- Полякова Е. А., Ермакова А. А., Николаев Е. В. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период детского возрастного кризиса трех лет // Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 6 (19).
- Пятков А. С., Ильин К. С. Интерьер детской комнаты: учебное пособие. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022.
- Радькова Н. В., Сергеева А. И. Применение нейропсихологических технологий для коррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы: сборник научных статей II международного форума, посвященного Году семьи (г. Воронеж, 16-18 мая 2024 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024.
- Раннев В. Р. Интерьер: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1987.
- Рунге В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2006.
- Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. М.: М3-Пресс, 2003.
- Саляева Т. В. Эргономика: учеб.-методич. пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017a.
- Саляева Т. В. Эргономические особенности построения детской комнаты // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017b. Т. 1.
- Сиротюк А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: учеб. пособие. М.: Директ-Медиа, 2014.
- Скребцова Е. А. Флористика как средство сенсомоторного развития у дошкольников с нарушениями речи // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1.
- Ткаченко Т. А. Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М.: Гном и Д., 2001.
- Тухватулина М. М. Особенности проектирования детской комнаты под девизом «Детская мечта» // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XIII международной научно-практической конференции (г. Омск, 22-24 апреля 2014 г.). Омск: Омский государственный технический университет, 2014.
- Хамукова Б. Х., Шхахутова З. З., Бгуашева З. К. Ресурсные возможности предметно-развивающей среды в сенсорном воспитании младших дошкольников // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 11-12.
- Хмелевский Ю. П., Аппель А. В. Использование эргономического исследования в дизайн-проектировании детского спального места // Молодежь и современные информационные технологии: сборник трудов XIX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Томск, 21-25 марта 2022 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2022.
- Шендина Д. А., Ажгихин С. Г. Этапы проектирования детского жилого помещения // Дизайн-образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов конференции (г. Краснодар, 15-16 ноября 2016 г.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 ноября 2024.
- Опубликована: 12 февраля 2025.
Ключевые слова
- развитие младшего дошкольника
- развивающая среда для ребенка
- зонирование помещения и предметно-пространственное наполнение детской комнаты
- детская комната младшего дошкольника
- рекомендации по проектированию детских комнат
- early childhood development
- developmentally appropriate environment
- child's play space design
- preschooler's bedroom design
- room zoning and spatial organization for children
- recommendations for designing children's rooms
- play space design for preschoolers
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»