Methodological technology for improving the English-language terminological competence of maritime university navigation cadets
Abstract
The aim of this research is to develop a methodological technology for improving the English-language terminological competence of cadets specializing in 26.05.05 Navigation, based on individual and differentiated approaches. The article identifies and describes four main stages of English-language terminological training for cadets over a 5-year period of study: the preparatory stage, the stage of intro-ducing narrowly specialized terminology, the stage of mastering special terminology and introducing ter-minology from related fields of knowledge, and the stage of improving terminological competence within the framework of an interactive method. The latter stage involves the use of terminology by cadets as a means of professional communication and professional growth. The study reveals the peculiarities of teaching fifth-year cadets of a maritime university and substantiates the need to apply the principles of individualization and differentiation of the educational process at the final stage of terminological compe-tence formation. This constitutes the scientific novelty of the research. As a result of the research, the article justifies the feasibility of combining the principles of individualization and differentiation of training for the optimal organization of the educational process in the 5th year of maritime universities. The introduction of individualized and differentiated learning contributes to the adaptation of cadets to the learning conditions in the 5th year and intensifies the learning activities of each cadet.
References
- Алексеева Л. М., Мишланова С. Л., Бурдина О. Б. Терминологическая компетенция как основа знания, познания и профессиональной коммуникации // Методические и лингвистические аспекты греко-латинской медицинской терминологии: материалы всероссийской научно-учебно-методической конференции. СПб., 2016.
- Аминова Р. Д. Определение профессиональных компетенций в системе дополнительного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-3.
- Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю. Терминологическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 6.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса. К.: Радянська школа, 1984.
- Безукладников К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2008. № 6.
- Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. М.: МГПИ, 1974.
- Бирюкова Н. В., Орешкина А. К. Технология построения индивидуальной траектории образования в Сеченовском университете // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155).
- Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48).
- Боровкова Т. И., Чжу Цзяу. Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.
- Вышегуров С. Х. Терминологическая компетенция как требование профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7).
- Гавриленко Н. Н. Попытка систематизации переводческих компетенций // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 2.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
- Гердо Н. В. Отличительные особенности дифференциации и индивидуализации обучения в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-2 (73).
- Гончаров Н. К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях // Материалы к научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М., 1971.
- Грамма Д. В. Развитие терминологической компетентности магистрантов неязыковых направлений подготовки в процессе изучения английского языка для профессиональных целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11.
- Григорьева Л. А. Виды дифференциации образовательного процесса и их реализация в педагогической практике ХХ в. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 171.
- Дортман С. Р. Обучение лингвокультурологической компетенции учащихся средних профессиональных образовательных учреждений (на материале немецкоязычных медиатекстов): автореф. дисс. … к. пед. н. Пятигорск, 2012.
- Ермолаева Ж. Е. О формировании терминологической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Технологии техносферной безопасности. 2014. № 5 (57).
- Игна Я. Д. Развитие терминологической культуры учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Томск, 2020.
- Комилова М. М. Анализ принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Проблемы современной науки и образования. 2022. № 4 (173).
- Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н., Староверов Н. П. Особенности индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 12 (3).
- Куйшугулова Е. С. Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранным языкам как средство повышения качества образования // Язык в межкультурном пространстве XXI века: взгляды и научные исследования, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Астрахань, 2021. Вып. 1.
- Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Есмурзаева Ж. Б., Камышева Е. Ю. Содержание терминологической подготовки специалистов и ее реализация на основе педагогической технологии скаффолдинга // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Институт практической психологии, 1998.
- Петрова Е. А., Галиева Д. А. Формирование терминологической компетенции в аспекте юриспруденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2 (57).
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Рогова Г. В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1974. № 6.
- Рогова М. Ю., Маркова М. В. Формирование терминологической компетентности студентов Московского техникума космического приборостроения с помощью мультимедийных технологий // Гуманитарный вестник. 2022. № 1.
- Родин О. Ф. Индивидуализация обучения при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3.
- Рокитянская К. А., Мизюрова Э. Ю. Формирование иноязычной терминологической компетенции обучающихся неязыковых специальностей // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 1А.
- Рудник С. Ю. Формирование профессиональных компетенций у технологов сервиса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 5.
- Сафронова И. В. Индивидуализация образовательного процесса как условие повышения качества образовательных услуг // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. № 1.
- Тарнаева Л. П. Лингвокультурологическая компетентность переводчика в сфере делового общения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 3. № 2.
- Телия В. Н. Русская фразеология: семантико-прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
- Ушакова А. К. Развитие терминологической компетенции студентов инженерных специальностей в процессе обучения английскому языку для профессиональных целей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78).
- Хомякова Н. П. Формирование специальной иноязычной коммуникативной компетентности юристов-международников в условиях контекстного обучения. М.: Тезаурус, 2008.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1977.
- Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Флинта, 2003.
Author information
About this article
Publication history
- Received: March 27, 2025.
- Published: April 28, 2025.
Keywords
- совершенствование терминологической компетенции
- морской вуз
- этапы формирования терминологической компетенции
- англоязычная терминология
- индивидуализация и дифференциация
- improving terminological competence
- maritime university
- stages of terminological competence formation
- English-language terminology
- individualization and differentiation
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC