• Научная статья
  • 28 апреля 2025
  • Открытый доступ

Методическая технология совершенствования англоязычной терминологической компетенции курсантов-судоводителей морских вузов

Аннотация

Цель исследования – разработать методическую технологию совершенствования англоязычной терминологической компетенции курсантов специальности 26.05.05 Судовождение на основе индивидуального и дифференцированного подходов. В статье обозначены и описаны четыре основных этапа англоязычной терминологической подготовки курсантов в 5-летний период обучения: подготовительный этап, этап внедрения терминологии узкоспециальной направленности, этап овладения специальной терминологией и внедрения терминологии сопредельных отраслей знания, этап совершенствования терминологической компетенции в рамках интерактивного метода. Последний этап предполагает использование курсантами терминологии как средства профессиональной коммуникации и профессионального роста. В исследовании раскрыты особенности обучения пятикурсников морского вуза, обоснована необходимость применения принципов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса на завершающем этапе формирования терминологической компетенции. В этом заключается научная новизна исследования. В результате исследования в статье обоснована целесообразность сочетания принципов индивидуализации и дифференциации обучения для оптимальной организации учебного процесса на 5 курсе морских вузов. Введение индивидуального и дифференцированного обучения способствует адаптации курсантов к условиям обучения на 5 курсе и активизирует учебную деятельность каждого обучающегося.

Источники

  1. Алексеева Л. М., Мишланова С. Л., Бурдина О. Б. Терминологическая компетенция как основа знания, познания и профессиональной коммуникации // Методические и лингвистические аспекты греко-латинской медицинской терминологии: материалы всероссийской научно-учебно-методической конференции. СПб., 2016.
  2. Аминова Р. Д. Определение профессиональных компетенций в системе дополнительного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-3.
  3. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю. Терминологическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 6.
  4. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса. К.: Радянська школа, 1984.
  5. Безукладников К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2008. № 6.
  6. Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. М.: МГПИ, 1974.
  7. Бирюкова Н. В., Орешкина А. К. Технология построения индивидуальной траектории образования в Сеченовском университете // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155).
  8. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48).
  9. Боровкова Т. И., Чжу Цзяу. Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.
  10. Вышегуров С. Х. Терминологическая компетенция как требование профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7).
  11. Гавриленко Н. Н. Попытка систематизации переводческих компетенций // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 2.
  12. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
  13. Гердо Н. В. Отличительные особенности дифференциации и индивидуализации обучения в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-2 (73).
  14. Гончаров Н. К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях // Материалы к научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М., 1971.
  15. Грамма Д. В. Развитие терминологической компетентности магистрантов неязыковых направлений подготовки в процессе изучения английского языка для профессиональных целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11.
  16. Григорьева Л. А. Виды дифференциации образовательного процесса и их реализация в педагогической практике ХХ в. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 171.
  17. Дортман С. Р. Обучение лингвокультурологической компетенции учащихся средних профессиональных образовательных учреждений (на материале немецкоязычных медиатекстов): автореф. дисс. … к. пед. н. Пятигорск, 2012.
  18. Ермолаева Ж. Е. О формировании терминологической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Технологии техносферной безопасности. 2014. № 5 (57).
  19. Игна Я. Д. Развитие терминологической культуры учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Томск, 2020.
  20. Комилова М. М. Анализ принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Проблемы современной науки и образования. 2022. № 4 (173).
  21. Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н., Староверов Н. П. Особенности индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 12 (3).
  22. Куйшугулова Е. С. Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранным языкам как средство повышения качества образования // Язык в межкультурном пространстве XXI века: взгляды и научные исследования, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Астрахань, 2021. Вып. 1.
  23. Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Есмурзаева Ж. Б., Камышева Е. Ю. Содержание терминологической подготовки специалистов и ее реализация на основе педагогической технологии скаффолдинга // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4.
  24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  25. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Институт практической психологии, 1998.
  26. Петрова Е. А., Галиева Д. А. Формирование терминологической компетенции в аспекте юриспруденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-2 (57).
  27. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  28. Рогова Г. В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1974. № 6.
  29. Рогова М. Ю., Маркова М. В. Формирование терминологической компетентности студентов Московского техникума космического приборостроения с помощью мультимедийных технологий // Гуманитарный вестник. 2022. № 1.
  30. Родин О. Ф. Индивидуализация обучения при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3.
  31. Рокитянская К. А., Мизюрова Э. Ю. Формирование иноязычной терминологической компетенции обучающихся неязыковых специальностей // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 1А.
  32. Рудник С. Ю. Формирование профессиональных компетенций у технологов сервиса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 5.
  33. Сафронова И. В. Индивидуализация образовательного процесса как условие повышения качества образовательных услуг // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. № 1.
  34. Тарнаева Л. П. Лингвокультурологическая компетентность переводчика в сфере делового общения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 3. № 2.
  35. Телия В. Н. Русская фразеология: семантико-прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
  36. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  37. Ушакова А. К. Развитие терминологической компетенции студентов инженерных специальностей в процессе обучения английскому языку для профессиональных целей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78).
  38. Хомякова Н. П. Формирование специальной иноязычной коммуникативной компетентности юристов-международников в условиях контекстного обучения. М.: Тезаурус, 2008.
  39. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Л.: Просвещение, 1977.
  40. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Флинта, 2003.

Информация об авторах

Малинина Светлана Михайловна

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 марта 2025.
  • Опубликована: 28 апреля 2025.

Ключевые слова

  • совершенствование терминологической компетенции
  • морской вуз
  • этапы формирования терминологической компетенции
  • англоязычная терминология
  • индивидуализация и дифференциация
  • improving terminological competence
  • maritime university
  • stages of terminological competence formation
  • English-language terminology
  • individualization and differentiation

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)