Psycho-didactic modeling of a musician's activity as a factor in shaping musical education
Abstract
The aim of this research is to substantiate the demand for and effectiveness of the method of psycho-didactic modeling of a musician's activity in the musical performance, pedagogical, and research training of students. The article defines the main parameters of research, programming, and substantive content of the educational process with professionally important components of musical performance and pedagogical activities. Effective options for collaborative research work in the form of psycho-didactic modeling of learners and instructors are substantiated for solving the key problem of practice-oriented student training. The scientific novelty of the research lies in the fact that, based on a multi-faceted analysis, it substantiates the promising nature of forms of modeling musical activity in the construction of the educational process, and develops and experimentally tests a model that develops professionally important cognitive, technical, and musical performance qualities in the process of collaborative research and practical activities of teacher and student. As a result of the research, a model series was identified that determines the main parameters of the target, content, technological, effective, and modeling blocks of the psycho-didactic model for enriching the educational process. Effective prospects for educational and self-educational forms of professional research activity of a musician in higher education are defined.
References
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Изд-е 2-е. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971.
- Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974.
- Берлянчик М. М. О системности личностно-профессиональных качеств музыканта-исполнителя // Художественное образование и наука 2016. № 6 (6).
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960.
- Гао Гэ. Методические основы развития обучающегося-пианиста в условиях актуализации принципа единства художественного и технического: автореф. дисс. … к. пед. н. Мн., 2018.
- Гарин А. Ф. Музыкальное образование как социокультурная система: методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
- Денисенко Г. В. Семиотические аспекты исследований музыкальной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45).
- Диденко Ю. В. Формирование исполнительских компетенций у студентов-пианистов вузов на базе национальных традиций отечественной фортепианной школы: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2024.
- Долгушина М. Ю., Долгушина А. А. Исполнительская деятельность как средство развития профессионального мышления музыканта-инструменталиста // Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве: автореф. дисс. ... д. психол. н. М., 1990.
- Евстратова Е. Ю. Метакогнитивные свойства личности студентов профиля «Психология» // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6.
- Егоренко Т. А., Санина С. П. Идеи В. В. Давыдова в образовании: история и современность // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 5.
- Запорожец А. В. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий: автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2010.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009.
- Карпов А. В., Ященко Е. Ф. Психология способностей. Челябинск: Южно-Уральского государственного университета, 2007.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.
- Молина Л. В. Системный подход к формированию музыкальной культуры подрастающего поколения // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5А.
- Наумова Н. Б. Процессы интериоризации и экстериоризации в ходе экспериментального исследования развития творческого воображения у студентов-музыкантов // Территория науки. 2007. № 1 (2).
- Орехов А. Н. Моделирование психических и социально-психологических процессов: номотетический подход: автореф. дисс. … д. психол. н. М., 2006.
- Перминов Е. А., Тестов В. А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6.
- Серегин Н. В. Воспитание волевых мотиваторов в музыкальном искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102).
- Серегин Н. В. Формирование перспективной проблематики инновационных проектов в сфере художественного образования и творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2025. № 1 (123).
- Серегин Н. В. Перспективы аналитического функционирования антропопрактики в музыкально-испол-нительском образовании // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1 (117).
- Серегин Н. В. Психолого-педагогическая коммуникация в музыкальной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 1 (111).
- Серегин Н. В. Целостная исполнительская подготовка музыканта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (93).
- Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М.: Ин-т философии АН СССР, 1962.
- Торопова А. В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2009.
- Ушакова Л. Г. Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета: автореф. дисс. … к. психол. н. Иркутск, 2009.
- Фатыхова Л. А. Понятие интериоризации и процесс интериоризации речи // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1.
- Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие. Казань: Познание, 2009.
- Цымзина С. В. Специфика мышления студентов музыкального колледжа с различным уровнем успешности в исполнительской деятельности: автореф. дисс. … к. психол. н. Ярославль, 2013.
- Чжу Тяньи. Контекстно-культурологический подход в обучении китайских вокалистов в вузах России и КНР: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2024.
- Шульпяков О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор, 2005.
Author information
About this article
Publication history
- Received: April 29, 2025.
- Published: May 26, 2025.
Keywords
- моделирование учебно-воспитательного процесса
- профессионально важные качества
- музыкально-исполнительская деятельность
- профессиональное музыкальное образование
- modeling of the educational process
- professionally important qualities
- musical performance activity
- professional music education
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC