• Original research article
  • June 4, 2025
  • Open access

The use of artificial intelligence technologies in developing systems of exercises and tasks in Russian for foreign sociology students and preparatory faculty students at Russian universities

Abstract

The aim of the study is to identify the functional and linguistic-methodological capabilities of electronic programs developed on the basis of artificial intelligence technologies and applied in the process of teaching Russian to non-native speakers. The authors have developed systems of exercises and tasks using modern neural networks for professionally oriented teaching of Russian as a foreign language to first-year students of sociology faculties and preparatory departments of humanities profiles at Russian universities. The scientific novelty of the research lies in the fact that, for the first time, the linguistic-methodological foundations for developing a system of exercises and tasks incorporating artificial intelligence technologies are presented. As a result of the authors’ analysis of a large array of contemporary electronic programs, AI technologies capable of creating effective systems of exercises and tasks aimed at forming and developing non-native speakers’ skills and abilities in all types of speech activities were selected and described.

References

  1. Башкина Е. С., Лебедева М. Ю., Обухова Т. М., Родионова К. Е. Анализ педагогических практик применения искусственного интеллекта в образовании (на материале методического хакатона) // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VII Международной научной конференции (г. Красноярск, 19-22 сентября 2023 г.). Красноярск: Красноярский госдарственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023.
  2. Дзюба Е. В. Применение электронных ресурсов на уроках русского языка как иностранного: учеб. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022.
  3. Иванченко Д. А. Нейросетевые технологии в образовании: возможности и применение: методическое пособие. М.: Директ-Медиа, 2024.
  4. Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 1-2 июня 2023 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2023.
  5. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Актуальные проблемы формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-социологов вузов РФ // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2.
  6. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Разработка системы упражнений и заданий электронного учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов социологических факультетов вузов Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2024. № 2.
  7. Кожевникова М. Н. Искусственный интеллект – помощник или конкурент преподавателя РКИ? // Русский язык за рубежом. 2022. № 6.
  8. Лебедев А. А., Мамонтов А. С. Проект цифрового пособия по чтению для вьетнамцев-филологов уровня В1-В2 // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 23 мая 2024 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2024.
  9. Миньяр-Белоручева А. П., Покровская М. Е. Проблемы профессиональной межкультурной коммуникации: гибридные формы обучения в цифровую эпоху // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 65. № 4.
  10. Миньяр-Белоручева А. П., Сергиенко П. И. Терминология цифрового мира в свете коммуникативистики. Современная коммуникативистика // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2024. Т. 69. № 2.
  11. Писарь Н. В. Потенциал использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 1.
  12. Сысоев П. В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
  13. Титова С. В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2.
  14. Трушина Н. П., Гайнанова Л. М. Электронное учебное пособие как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях РКИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 11.
  15. Шахова Е. М., Паутова К. А., Паутов М. А. Современные электронные технологии в профессионально-ориентированном учебном пособии по РКИ // Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: сборник статей по материалам III Международной научно-методической конференции (г. Симферополь, 23 мая 2023 г.). Симферополь: Ариал, 2023.

Author information

Lubov Pavlovna Klobukova

Dr, Corresponding Member of the Russian Academy of Education

Lomonosov Moscow State University

Nikita Dmitrievich Mayorov

Lomonosov Moscow State University

Yulia Alexandrovna Kochetkova

Moscow Power Engineering Institute

About this article

Publication history

  • Received: May 6, 2025.
  • Published: June 4, 2025.

Keywords

  • электронные программы
  • технологии искусственного интеллекта
  • общее владение русским языком как иностранным
  • профессионально ориентированное общение
  • виды речевой деятельности
  • electronic programs
  • artificial intelligence technologies
  • general proficiency in Russian as a foreign language
  • professionally oriented communication
  • types of speech activity

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)